Значение практики в процессе получения высшего образования

Значение практики в процессе получения высшего образования

Получение высшего, равно как и среднего профессионального образования, имеет целью освоение той или иной профессии.

Но важно понимать, что профессиональное образование и практическая деятельность в рамках этой профессии — это не одно и то же.

Любой опытный работодатель скажет, что выпускник вуза — далеко еще не готовый к работе специалист, и требуется немало времени, чтобы он встроился в рабочий процесс и стал полноценным сотрудником.

Однако, в зависимости от того, где была освоена специальность, выпускник может быть более или менее подготовленным к работе в реальных условиях, поэтому при выборе учебного заведения всегда следует уделять внимание тому, как организовано в вузе практическое образование.

Особенности организации практического обучения в процессе получения высшего образования

Освоение специальности в вузах, так же как и в колледжах, происходит по схеме «теория плюс практика».

Любая деятельность, прежде чем можно будет перейти к практике, требует изучения теории. В вузе изучением теории занимаются на лекциях. Затем идет отработка материала на семинарах, студентам выдаются задания на выполнение «практических работ». Однако все это можно смело относить к теоретической части подготовки.

Лекции и практические работы обязательно должны быть строго согласованы друг с другом, чтобы в системе образования не нарушалась очередность «теория, а затем практика», поскольку практическое обучение служит для лучшего усвоения и закрепления теоретического материала в процессе получения образования. Но это не означает, что после таких тренировочных практических занятий студент уже готов к трудовой деятельности на реальном объекте.

Также отношение к практике будет разным в разных типах учебных заведений. Например, если сравнить классический университет с техническим, мы обнаружим, что классический университет делает упор на формирование разносторонне развитого человека, начитанного, с широким кругозором. В таком образовании теория и умение мыслить, выражать свое мнение, принимать участие в дискуссиях имеет решающее значение.

В технических университетах эта «общеобразовательная» часть обучения сведена к минимуму; гораздо больше внимания уделяется профильным дисциплинам, знание которых потребуется в конкретной профессиональной сфере. Практики в технических вузах при этом дается намного больше.

Важно!

Особенно большое значение придается практической составляющей образования в коллективе.

Таким образом, можно выделить следующие функции практического образования:

  • помощь в углублении, закреплении, систематизации полученных на теоретических занятиях знаний;
  • отработка приемов решения практических задач;
  • помощь в овладении навыками и умениями выполнения расчетов, графических и других видов заданий;
  • отработка умения работать с научной и справочной литературой, служебной документацией, разными типами данных;
  • формирование навыка самостоятельной обработки материала.

Практические занятия формируют основы квалификации специалиста, обеспечивают развитие творческой активности личности, развивают научное мышление и речь студентов, а также позволяют проверить уровень их знаний и навыков, поэтому упражнения, семинары, лабораторные работы можно считать надежным средством оперативной обратной связи в процессе обучения.

Уровни подготовки студентов

На сегодня, в целях унификации и прозрачности высшего образования в вузах европейских стран, разработана Болонская система, к которой присоединилась и Россия. Сейчас в вузах России и стран СНГ высшее образование реализуется в виде двухуровневой системы, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Некоторые специалисты причисляют сюда же и третью ступень — аспирантуру.

Суть такого обучения в последовательности. Бакалавриат дает базовые профильные знания и навыки, магистратура углубляет их в выбранной узкой области, аспирантура нужна, в основном, тем, кто запланировал для себя научную карьеру.

Одновременно в российских вузах сохраняются и программы специалитета, рассчитанные на 5–6 лет обучения.

Важным преимуществом обучения в рамках Болонской системы является универсальность образования, благодаря чему легче впоследствии получить признание диплома в других странах, перевестись в процессе учебы в зарубежный вуз либо участвовать в программах обмена студентами. Также открываются возможности, к примеру, по окончании бакалавриата поступить в магистратуру за границей.

Как происходит формирование профессиональной компетентности обучающихся

В настоящее время происходит пересмотр подходов к составляющим профессионального образования. Все реже употребляется термин «профессионализм», и все чаще вместо него используется слово «компетентность».

Понятие «компетентность» специалиста включает не только его профильные знания и квалификацию в той области, в которой он получил высшее образование, но и другие важные для трудовой деятельности качества:

  • уровень общей культуры;
  • интеллект;
  • психологическая подготовка;
  • коммуникативные навыки;
  • умение работать в команде, сотрудничать;
  • навыки поведения в новой экономической сфере;
  • самостоятельность поведения;
  • умение принимать решения;
  • творческий подход к поставленным задачам;
  • готовность постоянно учиться, совершенствоваться, получать новые знания и осваивать новые навыки;
  • гибкость ума;
  • способность к экономическому мышлению;
  • стремление и умение доводить поставленную задачу до логического завершения.

Все эти навыки должны быть сформированы у молодого специалиста ко времени окончания обучения в вузе, помимо получения профессиональной квалификации, включающей соответствующие специальности знания и навыки.

Преимущества организации практического профессионального образования в университетах Германии

Почему получать образование в немецких вузах сейчас выгодно?

Самый очевидный ответ на этот вопрос: потому что в Германии в большинстве вузов бесплатное для всех обучение, можно подавать документы в неограниченное количество вузов, а сама страна относится к самым благополучным и комфортным для жизни государствам мира.

Другая сторона вопроса — престижность немецких вузов. Само словосочетание «немецкое качество» у всех на слуху, но что конкретно оно означает в контексте высшего образования?

Высокое качество немецкого высшего образования подтверждается пятеркой авторитетных мировых рейтингов (ARWU, Тайваньский рейтинг, The Times, QS, Webometrics). В 2017–2018 годах в список 500 самых лучших вузов мира, по версиям этих рейтингов, были включены 36, 37, 32, 42 и 39 немецких вузов соответственно.

В Германии есть вузы разных типов:

  • классические университеты;
  • технические университеты;
  • университеты прикладных наук;
  • творческие вузы;
  • специальные вузы;
  • частные вузы.

В контексте практического способа образования немецким вузам тоже есть, чем похвастаться.

Высшее образование в Германии давно уже взяло курс на воспитание именно компетентных и самостоятельных специалистов, и этот процесс начинается с первых дней обучения:

  • у студентов гибкое расписание, которое они должны составлять самостоятельно;
  • не менее половины студентов и преподавателей на постоянной основе занимаются научной работой, научно-техническими разработками, участвуют в соответствующих государственных программах;
  • профессиональное образование отличается узкой специализированностью и ориентировано на практику;
  • практика на предприятиях начинается уже с первых семестров и активно внедряется в учебный процесс на всем его протяжении.

Отдельно нужно упомянуть такой вид получения высшего профессионального образования, как дуальное обучение.

Суть этого обучения в том, что студент половину времени посвящает учебе, а вторую половину — работе в реальной организации. Распределение может происходить разными способами (например, несколько дней в неделю учеба, остальное — работа, или учеба длится несколько недель, затем наступает период очередной практики). Однако суть в том, что студент одновременно с учебой формируется, как специалист, получает реальный опыт работы и, что немаловажно — реальную зарплату, которая поначалу невелика, но постоянно растет. Кроме того, поскольку за обучение платит организация, она оказывается заинтересованной в том, чтобы оставить молодого специалиста в своем штате и после окончания обучения.

Дуальное обучение организуется не по любым специальностям, а по тем, на которые есть государственный заказ; таким образом решаются сразу две острых проблемы: нехватка кадров в некоторых отраслях и перенасыщение специалистами с сопутствующей безработицей — в других.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Поступление в немецкий вуз — это выгодное и дальновидное вложение в свое профессиональное будущее и связанные с ним перспективы. Немецкие дипломы признаются во всем мире, а те методы, которые практикуются при формировании молодых специалистов в немецких вузах позволяют выпускать из их стен подготовленных к практической деятельности, компетентных специалистов.

Однако в СНГ большинство выпускников школ скорее рассмотрят поступление в региональный, ничем не примечательный вуз, чем попытаются поступить в немецкий университет.

Причина такой робости понятна: хотя обучение в Германии и бесплатное, но оно требует определенных финансовых затрат, при этом гарантий успешного поступления нет, и с какой стороны вообще подходить к вопросу поступления в зарубежный вуз — непонятно.

Но, если есть желание, поступление в немецкий вуз — реальное предприятие.

И начать необходимо с карьерного планирования. Нужно четко все рассчитать, пользуясь не своими субъективными представлениями о мире, а точными инструментами.

Специалист по карьерному планированию поможет выбрать профессию, программу, вуз, подскажет, на что обратить внимание, как повысить шансы на поступление.

Далее необходимо будет заняться самим поступлением: собрать все необходимые документы, ориентируясь на требования вуза и отправить их в приемную комиссию. На этом этапе помощь специалиста тоже не будет лишней.

Таким образом, изначально подойдя к решению проблемы разумно, можно организовать поступление так, что шансы на зачисление будут очень высоки.

Советуем изучить: Карьерное планирование

Формирование компетентного специалиста — важная задача для современных вузов. Высшие учебные заведения Германии справляются с ней блестяще. Существенными преимуществами немецкого высшего образования являются его бесплатность и возможность устроиться на работу в Германии после получения диплома, но поступать многие боятся, так как не имеют соответствующего опыта и информационной поддержки. Поступление будет более простым, а его результат — более предсказуемым, если заниматься им вместе с подготовленным специалистом. Не откладывайте, обращайтесь за консультацией.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая СтатьяДиплом архитектора: зачем он нужен, и где его лучше получить
Следующая СтатьяЧто вам даст диплом математика