Выбираем профессию с умом

Выбираем профессию с умом

Очень сложно сделать выбор раз и навсегда, поэтому никого не удивляет существование разводов или смены профессиональной деятельности. Тем не менее выбрать профессию однажды и на всю жизнь – очень заманчивая идея, к воплощению которой в жизнь продолжают стремиться все новые поколения выпускников.

Что такое профориентация

Поможет правильно выбрать профессию, в которой захочется остаться навсегда, профориентация.

Профессиональная ориентация или, как ее еще называют, карьерное ориентирование – это комплекс мероприятий, который помогают человеку найти подходящую именно для него профессию с учетом современных реалий рынка труда. В числе этих мероприятий:

  • Профессиональное информирование, которое знакомит с существующими профессиями.
  • Консультирование с целью подбора профессии, учитывающей психологические особенности человека.
  • Подбор, то есть рекомендации по выбору профессии.
  • Отбор, или определение профпригодности человека к той или иной специальности.
  • Мероприятия по профессиональной, социальной, производственной адаптации.
  • Воспитание у молодежи трудолюбия и профессиональной ответственности.
  • Профессиональное развитие, включая переподготовку.

Эти мероприятия базируются на таких науках, как психология, социология, философия, экономика и позволяют точно ответить на вопросы, связанные с выбором специальности.

Такой сложный, научно обоснованный комплекс мер, конечно, сильно отличается от листочков с «тестами по профориентации», которые старшеклассникам выдаются в школе.

Важно!

Природа человека сложна и многогранна. Психологические тесты дают лишь примерную информацию о человеке. Для получения точных результатов требуется пройти несколько тестов и пообщаться со специалистом.

Как выбрать правильную профессию

Задумываться о будущей профессиональной деятельности мы начинаем с детства. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети обращают внимание на профессии, которые считаются престижными в их среде. Повзрослев, люди поступают точно так же.

Интересно!

По мнению некоторых психологов, 10–11 лет – это возраст, в котором человек самовыражается наиболее полно. Профессии, которые казались привлекательными в этом возрасте, с большой долей вероятности подходят человеку.

Но, когда приходит пора выбрать профессию и начать учиться по специальности, у многих наступает растерянность, и они выбирают дело, ориентируясь вовсе не на те критерии, которые помогли бы сделать верный выбор.

Внешние причины выбора специальности

Давайте задумаемся, для кого мы выбираем профессию? Кто будет каждое утро просыпаться, чтобы идти на работу и львиную долю своего времени проводить на рабочем месте? Родители? Друзья? Соседи?

Многие выпускники руководствуются внешними причинами выбора профессии:

  • Мнение родителей. Это похвально – прислушиваться к родителям и считаться с их советами. И в случае выбора профессии необходимо учитывать их. Но учитывать – не означает слепо идти по направлению, которое выбрали мама и папа. Наверняка в их словах есть рациональное зерно, но они заняты своей работой, они – люди другого поколения и просто не в состоянии учесть все тенденции современного рынка труда.

  • Мнение близкого круга. Будем откровенны – подростки очень подвержены влиянию друзей и других людей, которых считают авторитетными для себя. Но как бы ни были прекрасны эти люди, каждый из них занимается своей жизнью и судит обо всем со своей позиции, а не с вашей. Самая распространенная ошибка – пойти в профессию «за компанию» с другом. Но друг выбирал сам, а вы последуете за чужим выбором.

  • Зарплата. Ни для кого не секрет, что в некоторых профессиях зарабатывать можно больше, чем в других. Но ориентироваться только на уровень доходов недальновидно. Всегда зарабатывают больше те, на кого есть спрос. Это представители «дефицитных» профессий или очень хорошие специалисты своего дела. Если профессия вам не подходит, вы не сможете стать тем самым специалистом, которого работодатели переманивают, завлекают высокой зарплатой, берегут и балуют.

  • Доступность учебы. Это, пожалуй, одна из самых коварных ловушек. Кажется, что вы поступаете разумно, выбирая вуз рядом с домом, но этот критерий далеко не главный. Вуз должен быть сильным, уважаемым, с хорошей научной базой, крепким преподавательским составом, желательно, престижный, чтобы сразу после его окончания вы уже имели карьерные преимущества.

Важно!

Желание учиться поближе к дому понятно. Страшновато уезжать в другой город, родителям сложно отпустить ребенка в столицу (а престижные вузы в России все в столицах), банально может не хватать денег на содержание неработающего студента в Москве или Питере. Но есть и другой вариант, сочетающий престижность, безопасность и гуманные финансовые траты, – учеба в Германии. Это социальная страна, жизнь в ней безопасна, а учеба в вузах бесплатна для всех. Дипломы немецких университетов во всем мире вызывают уважение. Подумайте об этом варианте.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах.

Внутренние причины, обусловливающие выбор профессии

Помимо внешних причин, человек может руководствоваться внутренними, которые гораздо важнее:

  • Интерес к определенной профессии. Важно понимать, что, пока вы не погрузились в профессию, ваше мнение о ней поверхностное, поэтому при выборе нельзя руководствоваться только интересом.
  • Таланты, способности. На них нужно обратить внимание, и при выборе специальности отталкиваться именно от способностей.
  • Наличие или отсутствие физических ограничений. Некоторые профессии требуют, к примеру, много времени проводить на ногах или работать с веществами, вызывающими аллергию. Они подходят не всем.
  • Возможности самореализации. Есть ли в профессии возможность показать себя, вырасти.

Необходимость профориентации

Ни одна из причин, как внешних, так и внутренних, не может сама по себе быть основанием для принятия решения. Необходимо учитывать весь комплекс причин, а также экономическую ситуацию, состояние рынка труда не только на данный момент, но и в будущем, знать новые направления и специальности, разбираться в общемировых процессах, которые влияют на рынок труда.

Проблемы профориентации

Можно понять желание школьника разделить ответственность за принятие настолько важного решения. Но делить ее нужно не с мамой и не с другом, а с человеком, на которого действительно можно опереться в такой ситуации – на специалиста, обладающего профессиональными знаниями и навыками в области карьерного ориентирования.

Советуем изучить: Профориентация.

Типичные ошибки, которые совершают при выборе профессии

Выбор профессии – дело серьезное. Не стоит забывать, что вам с ней жить много лет. Не самый лучший вариант учиться 5–6 лет, а потом переучиваться. Какие ошибки могут совершать выпускники школ:

  • Выбор профессии под влиянием чужого мнения.
  • Выбор специальности только потому, что она престижна или высоко оплачивается.
  • Поступление «за компанию» с друзьями.
  • Получение высшего образования «чтобы было», без учета собственных склонностей и талантов.
  • Поступление в вуз только потому, что он рядом с домом или из-за низкого конкурса.
  • Страх перед неизвестностью и трудностями вместо поиска специалистов, которые могут помочь.
  • Выбор профессии без помощи специалиста по профориентации.

Сложная и комплексная работа по выбору специальности приходится на тот период жизни подростка, когда знания об окружающем мире и о собственной личности еще ограниченны, уверенности в своих силах пока нет, а уровень влияния социума очень высок. Можно ли в таких условиях выбрать профессию по уму и сердцу, такую, которая и прокормит, и позволит самореализоваться, и не надоест? Можно, но, скорее, это стоит расценивать как счастливый случай. Действуйте наверняка! Пройдите профориентацию, чтобы точно очертить круг подходящих специальностей и поступайте в немецкий вуз, воспользовавшись помощью специалистов.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая СтатьяЧто такое логистика, и кто такой логист
Следующая СтатьяКак выбрать учебник по немецкому языку для самостоятельного изучения