Развитие образования в Германии

Развитие образования в Германии

Система образования в Германии является классической, состоящей из нескольких ступеней, структурой. В нее входят следующие виды образования:

  • дошкольное;
  • школьное (включает реальные, основные и объединенные школы, а также гимназии);
  • профессиональное;
  • высшее.

Современное высшее образование Германии — это результат многовековых образовательных традиций и экономического взлета страны, который начался во второй половине прошлого века.

Развитие образования в Германии имеет давнюю историю. Первые учебные заведения появились на немецких землях в VII веке: это были школы при монастырях, церковно-приходские и городские школы.

В период Средневековья появились независимые от церкви гильдейские и цеховые школы, в которых дети обучались письму, чтению и счету. В XIII–XIV веках появились первые немецкие университеты: Гейдельбергский, Эрфуртский, Кельнский.

В XVIII веке в Пруссии было введено всеобщее школьное образование, однако на практике государственный контроль не осуществлялся, а высшее образование в те времена ориентировалось на французскую культуру. Пруссии потребовалось проиграть войну с Наполеоном, потерять огромные территории вместе с расположенным там главным университетом страны, после чего осознать необходимость разработки национальной системы образования.

XIX век стал важным этапом развития системы образования Германии. В это время был проведен ряд реформ, которые полностью изменили систему образования. Инициатором и куратором реформ был министр образования Вильгельм фон Гумбольдт.

По своей сути эти реформы для начала XIX века были революционными, и можно смело утверждать, что уже в то время были заложены основные предпосылки лидерства Германии в области развития образования.

В те времена ценность человека в обществе определялась его происхождением, а род его деятельности — тем, какой деятельностью занимались его предки.

Реформа, проводимая Вильгельмом фон Гумбольдтом, признавала, что ценность человека зависит, прежде всего, от его талантов, а не от происхождения, а также признавала право любого человека на самоопределение.

Итогом реформ Гумбольдта стало появление системы образования:

  • государственные «народные школы», ученики которых получали начальное образование;
  • гимназии, которые давали среднее образование;
  • упор на изучение точных наук;
  • государственный контроль уровня образования;
  • создание министерства образования.

Именно эти принципы легли в основу развития образования в землях Германии, а также послужили образцом для многих стран, в том числе, России, которая построила свою систему образования на основе прусской, и этими идеями мы пользуемся до сих пор.

Гумбольдт разработал также концепцию «нового университета», которая рассматривала процесс получения высшего образования как самостоятельную работу, тесно связанную с научно-исследовательской деятельностью. В процессе обучения студенты должны иметь определенную свободу действий и возможность вести собственные научные проекты; таким образом формируется независимость и самостоятельность, которая должна быть присуща любому образованному человеку.

Интересно, что таких принципов немецкое высшее образование придерживается и в наши дни, что существенно отличает его от высшего образования других стран.

В ногу со временем: особенности высшего образования в Германии

Германия — это высокоразвитая индустриальная страна, которая постоянно нуждается в квалифицированных кадрах. Закон об образовании ФРГ обеспечивает каждому гражданину страны право развивать свою личность, выбирая школу, профессию и место учебы.

Основная цель политики образования Германии — обеспечить каждому человеку, независимо от его социального положения, происхождения, пола, возраста, состояния здоровья и других особенностей возможность развивать свои способности и получать квалифицированную профессиональную подготовку.

Сегодня, когда наше общество так быстро и активно меняется под влиянием развития новых технологий, роль развития образования сложно переоценить, и в Германии это понимают. Технологии развиваются в геометрической прогрессии, и необходима постоянная работа, чтобы удерживать лидерские позиции. В Германии образование считают фундаментом развития инновационной экономики.

Важно!

Развитие новых технологий приводит к тому, что упраздняются, в основном, профессии, основанные на рутинном труде людей. Многие процессы автоматизируются, роботизируются, и все более необходимы кадры, имеющие высшее образование, соответствующее новым стандартам.

Вот почему Германия постоянно вкладывается в развитие высшего образования. Однако это не было бы возможным, не имей она для этого достаточного количества ресурсов. Таким образом, в Германии складываются особо благоприятные для развития образования условия:

  • понимание необходимости вкладываться в образование;
  • наличие средств для развития образования;
  • наличие богатой научной базы, которая складывалась в течение десятилетий.

Хорошее финансирование и конкуренция вузов друг с другом в Германии приводят к следующим важным для развития образования последствиям:

  • постоянное внедрение новых программ обучения;
  • разработка инновационных методик преподавания;
  • исследования рынка труда на предмет того, какие специальности в наше время наиболее востребованы;
  • развитие научно-исследовательской деятельности в вузах.

Интересно, что немецкие вузы активно привлекают студентов из-за рубежа. Это делается потому, что в Германии осознают важность притока «свежей крови», а также понимают, что процессы глобализации и интернационализации высшего образования уже запущены и идут полным ходом.

Благодаря предпринимаемым мерам, в Германии сегодня более 12% всех студентов — иностранцы, а в отдельных учебных заведениях, например, в Техническом университете Мюнхена, который считается самым интернациональным университетом страны, иностранцами являются 25% учащихся. Таким образом, Германия является среди иностранных студентов самым популярным неанглоязычным государством мира.

Образование и наука в вузах Германии

Образование в Германии имеет решающее значение в становлении успешной карьеры любого человека, а поступлению в престижный университет отдается наивысший приоритет.

Львиную долю высших учебных заведений страны составляют государственные вузы. Несмотря на то, что постепенно доля студентов, получающих образование в частных университетах, увеличивается, на сегодняшний день она составляет всего 8% от всех учащихся высших учебных заведений. Остальные студенты получают образование в государственных вузах, которые придерживаются определенной стандартизации образовательных программ и самого процесса образования.

Одной из особенностей немецкого высшего образования является большое разнообразие типов вузов: классические, технические, прикладные университеты, высшие школы. Высшие учебные заведения при этом являются не только образовательными, но и научно-исследовательскими организациями.

К примеру, в России разработкой промышленных технологий и документации для них занимаются специальные службы технологий на производстве либо специализированные научно-исследовательские институты. В Германии выполнение этой работы заказывают вузам, и в процессе ее выполнения могут принимать участие студенты. Это очень характерная для немецкого образования черта: образование не отделяется искусственно от остальной жизни, а как бы встраивается в нее. Студенты, проходя обучение, параллельно занимаются научными проектами и фактически работают по специальности в соответствии с достигнутым уровнем знаний и навыков. Учебная программа включает как ведение научно-исследовательских проектов учащимися, так и большое количество практики и стажировок.

При этом основным принципом немецкого высшего образования является «академическая свобода», которой немцы чрезвычайно гордятся. Это понятие означает сниженные, по сравнению с вузами других стран, количество и интенсивность контроля процесса обучения и гибкость расписания занятий, которое студент может составлять самостоятельно. Также длительность программы обучения по инициативе студента может быть несколько уменьшена или увеличена.

Результатом такого подхода является подготовка не оторванных от жизни теоретиков, которых еще придется «обтесывать» на рабочем месте, а твердо стоящих на ногах, готовых немедленно приступить к работе практиков.

Оснащение немецких вузов

Экономика Германии является ведущей среди стран Европы и вкладывает огромное количество финансовых средств в развитие образования, причем, приоритет отдается дошкольным образовательным учреждениям и вузам.

Именно сочетание образовательных традиций внедрения новейших технологий и вливание существенных финансовых средств позволили сформировать в ФРГ одну из самых впечатляющих систем образования на сегодняшний день.

Интересно!

Ежегодно порядка 20 университетов Германии входят в престижный рейтинг вузов мира по версии QS.

Тенденция увеличения расходов на развитие образования в Германии, по данным Федерального статистического ведомства (Statistisches Bundesamt), прослеживается с 2004 года. Германия выделяет более 6% ВВП ежегодно (в России, по данным на 2019 год, на развитие образования было выделено 3,5% ВВП, что на 0,8% меньше, чем в 2013 году).

Такие обширные вливания в развитие вузов позволяют наращивать их оснащенность, что, в свою очередь, является базой для проведения научно-исследовательских работ и постоянного повышения качества немецкого высшего образования.

Преимущества современного высшего образования в Германии в сравнении с Европой и СНГ

Поскольку Германия, с одной стороны, считает высшее образование основным фактором, который позволяет ей удерживать экономическое превосходство среди стран Евросоюза, с другой стороны, имеет возможность серьезно вкладываться в развитие образования, ее позиции в этом плане невероятно сильны, что, общеизвестно и подтверждается ежегодными международными рейтингами, в которых немецкие вузы всегда занимают высокие позиции.

В СНГ на сегодня система образования испытывает серьезные затруднения:

  • сокращение финансирования больно бьет по вузам, особенно, по региональным учебным заведениям;
  • ветшает материальная база;
  • стареют преподавательские кадры.

Также модернизации требует сам подход к высшему образованию, который в СНГ остается, в основном, теоретическим и не отвечающим современным тенденциям. Новых, адаптированных к требованиям рынка труда программ в вузах СНГ недопустимо мало, а количество бесплатных программ обучения постоянно сокращается с одновременным ростом стоимости обучения.

На этом фоне Германия может похвастаться следующими преимуществами:

  • Бесплатное образование практически во всех государственных вузах для всех студентов, независимо от их гражданства и возраста. В некоторых странах Европы возможности получить высшее образование бесплатно тоже предоставляются, но не так широко. Обычно есть какие-то определенные условия, которым должен соответствовать соискатель, чтобы учиться бесплатно, например, знание государственного языка или гражданство в одной из стран Евросоюза. В немецких вузах ничего из этого не требуется, и бесплатная учеба доступна не только на немецком, но и на английском языке.
  • Научная и практическая направленность учебы. Большое количество практики и научно-исследовательских проектов.
  • Отличное оснащение вузов.
  • Разнообразие программ обучения. Доступность новых или редких программ.
  • Гибкость учебного процесса. Возможность учиться на дуальных программах или одновременно осваивать 2–3 профессии.
  • Достаточно простая процедура поступления, отсутствие требований к баллам ЕГЭ.
  • По сравнению с вузами СНГ — более удобная процедура поступления (возможность подавать документы два раза в год в неограниченное количество вузов).
  • Возможность работать в Германии по окончании обучения в вузе.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Вузы предъявляют к поступающим следующие требования:

  • Достаточный средний балл аттестата. В каждом вузе он свой. Престижные вузы и популярные специальности требуют более высокий балл, учебные заведения поскромнее — более низкий. Разобраться в этом не так просто, поэтому при выборе вуза лучше обратиться за помощью к специалисту.
  • Знание иностранного языка (немецкого или английского), подтвержденное сертификатом. Тип сертификата лучше выяснить заранее.
  • Правильно сформированный пакет документов, который необходимо в установленные сроки отправить в приемную комиссию. Поскольку требования к пакету документов бывают довольно сложными, а их соблюдение тщательно контролируется, имеет смысл не рисковать, а сразу обращаться за помощью к профессионалу.

Также не пренебрегайте такой полезной услугой, как карьерное планирование, которое позволит правильно выбрать профессию и подходящую программу обучения из всего многообразия различных вариантов.

Высшее образование Германии формировалось постепенно. Оно имеет очень древние традиции и уже не один век считается одним из лучших в мире. Наращивание экономической мощи и заинтересованность в развитии качественного инновационного образования позволило Германии стать одним из мировых лидеров в этой области. А для поступающих огромное значение имеет простота процедуры поступления в немецкие вузы и возможность получить престижное высшее образование на бесплатной основе. Обратитесь к специалисту, чтобы правильно выбрать вуз и собрать все необходимые документы и поступайте в немецкий вуз!

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая СтатьяЧто такое IELTS, и нужен ли он для поступления в немецкий вуз
Следующая СтатьяОбразование в России и Германии: сходства и различия