Распределение после вуза — к чему нужно быть готовым!
При планировании вашего обучения в вузе, а также при планировании старта карьеры, важно учитывать такой важный элемент, как распределение после вуза.
Некоторое время назад, в Советском Союзе, была строгая система обязательного распределения после вуза, когда молодых специалистов после диплома направляли на работу по специальности в конкретные предприятия, где, на тот момент, были востребованы их знания и квалификация. Отчасти эта система выглядит логичной для экономики в целом — человек получил бесплатное образование по специальности и внес свой вклад в экономику страны, начав работать там, где востребована именно эта специальность и квалификация.
Однако, для самого специалиста такое обязательное распределение после вуза чревато определенными сложностями и жизненными вопросами. А именно:
- Распределить могут совсем в другой город и вообще в другой регион, с иным уровнем жизни, климатом и социальной обстановкой
- Уровень оплаты на предприятии при обязательном распределении может значительно отличаться от реальной рыночной зарплаты специалистов этой профессии и уровня при самостоятельном трудоустройстве по специальности
- Специалист может уже иметь рабочий опыт и вообще планы строить карьеру не совсем в специальности по образованию или совсем в другой специальности, получив диплом для общего уровня, а значит распределение по профессии может кардинально нарушить карьерные планы в целом
Казалось бы, само обязательное распределение после вуза это дело давно минувших дней и мы зря сейчас обсуждаем этот вопрос. Но это не совсем так. Обсуждение вопросов обязательного или добровольного распределения после вуза ведется очень давно. А сейчас оно перешло в практическое русло — Государственную Думу РФ внесен законопроект о введении обязательного распределения после вуза.
Давайте посмотрим, что именно предлагается в этом законопроекте:
Срок отработки при обязательном распределении после вуза
Статья 1.
Статью 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No 273-ФЭ дополнить частью 11 следующего содержания:
Гражданин, поступивший на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, после обучения обязан проработать по своему образованию и квалификации в государственном учреждении (федеральном государственном органе, органе государственной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления, государственном (муниципальном) учреждении, унитарном предприятии, государственной корпорации, государственной компании или хозяйственном обществе, в уставном капитале которого присутствует не менее 50% доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), не менее четырех лет, если обучение проходило по программам бакалавриата, не менее пяти лет, если обучение проходило по программам специалитета, не менее шести лет, если обучение проходило по программам магистратуры.
Что это означает:
Выпускник бесплатного отделения российского вуза обязан будет отработать на государственном предприятии или в государственных органах столько же лет, сколько учился в вузе — от 4 (для бакалавриата) до 6 лет (для магистров)!
Денежный штраф при отказе от обязательного распределения после вуза
Статья 2.
Статью 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ дополнить частью 12 следующего содержания:
Гражданин, не исполнивший обязательств, проработать по полученному образованию и квалификации в государственном учреждении указанном в части 11 настоящей статьи, обязан возместить в полном объеме в федеральный бюджет, расходы связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки и затрат на обучение по образовательным программам высшего образования, по которым он получил образование и квалификацию.
Что это означает:
Выпускник бесплатного отделения российского вуза, при отказе от обязательного распределения, должен будет заплатить штраф, равный затратам бюджета на свое обучения. Сколько именно составляет эта сумма — вопрос сложный, поскольку бюджет выделяется вузам в очень сложной форме. Для разных профессий существует различные нормативы расходов на обучение одного студента, которые включают затраты на зарплату преподавателей, коммунальные услуги, услуги связи, содержание зданий, культурно-массовую и спортивную работу, доплаты за эффективность и многое другое. Также норматив зависит от необходимости использовать то или иное оборудование. В результате, на текущий момент официальный норматив расходов бюджета на обчуение одного студента составляет от 65 до 130 тыс рублей в год. Кроме такого норматива по специальности, существует множество коэффициентов, в том числе региональные коэффициенты или коэффициенты конкретных вузов. Например, у одних вузов этот коэффициент может быть 1,01, а у других 4,3. Цитируем Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2015 г. № 1038 «…коэффициент специфики образовательных программ»: Московский медико-стоматологический университет им. Евдокимова — 4,865 … Читинская государственная медицинская академия — 1,03″. В Ростове коэффициент 2,2, а в Тюмени — 1,096.»
Таким образом формальные затраты бюджета на подготовку одного специалиста могут составить, в зависимости от профессии, региона и других параметров, от 65 до 500 тыс рублей в год! И именно эта сумма предлагается как основа для штрафа-компенсации при отказе студента от обязательного распределения после получения диплома.
То есть, при отказе от обязательного распределения после вуза, студенту может быть вменен штраф в размере от 260 тыс руб (минимальные расходы, бакалавриат) до 3 млн рублей (максимальные расходы, магистр)!!! Что по текущему курсу составляет примерно до 40 000 EUR или 46 000 USD!
Вот такое вот, «бесплатное» образование…
Но, читаем дальше:
Сужение фокуса финансирования обучения в вузах за счет бюджета
Статья 3.
Часть 2 статьи 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No 273-ФЭ изложить в следующей редакции:
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения студентов в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации по образовательным программам высшего образования из расчета государственной потребности по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий.
Государственная потребность формируется Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом гарантированного трудоустройства граждан обученных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Заявители от субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей направившие заявки в Министерство образования и науки Российской Федерации о потребности в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства граждан обученных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по таким заявкам.
Что это означает:
А вот здесь, за общими словами о государственных потребностях по профессиям, кроется одна очень интересная мысль — по сути, авторы законопроекта, предлагают ограничить бюджетное финансирование только теми профессиями и только в том количестве, в котором специалисты по этим профессиям востребованы государственными компаниями или органами или крупными коммерческими компаниями. В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что больше половины выпускников вузов РФ, по тем или иным причинам, не могут устроиться на работу после получения диплома. Трактовку Статьи 3 предлагаемых изменений с учетом этого факта можно читать и так — де-факто предлагается сократить количество бюджетных мест (вдвое?) и сфокусировать их только на востребованных по мнению Министерства Образования РФ специальностях, исходя из полученных долгосрочных заявок от предприятий. Таким образом обучение по специальностям и профессиям, не востребованным госпредприятиями или вне ограниченного количества мест, либо станут платными, либо просто исчезнут из списка предлагаемых программ обучения отечественными вузами. Долгосрочно это может привести как к значительному повышению конкурса среди поступающих на бюджетное отделение, так и значительному увеличению доли платных программ обучения.
Плюсы от введения обязательного распределения после вуза
Зачем же нужно обязательное распределение после вузов? По мнению авторов законопроекта, это проблема с трудоустройством выпускников российских вузов. Тому есть ряд основных причин (на основе данных Росстата):
- больше половины выпускников высших учебных заведений не могут трудоустроиться из-за отсутствия опыта работы,
- не соответствие заработной платы ожиданиям выпускников,
- отсутствие подходящих рабочих мест,
- выпускники не смогли найти работу по полученной профессии, так как ее просто нет.
Дополнительно авторы законопроекта хотят исправить гендерную дискриминацию, когда работодатели отказываются брать молодых замужних выпускниц вузов без детей, опасаясь скорого декретного отпуска. А также решить проблему выпускников, отслуживших в армии — за время службы в армии они теряют квалификацию и может быть уже ранее имевшееся место работы. Также авторы законопроекта переживают за сложности с прохождением практики — зачастую студентам просто негде пройти практику по своей специальности, что в том числе дает худшие рехультаты в их подготовке как специалистов.
Альтернатива обязательному распределению после вузов
Мы не беремся говорить о возможной альтернативе обязательному распределению выпускников вузов на уровне государства — это задача чиновников и специалистов в государственном управлении. Но мы можем дать рекомендации школьникам, студентам и их родителям — что можно сделать, для того чтобы избежать подобной проблемы с возможным введением обязательного распределения выпускников бюджетного отделения российских вузов.
В качестве альтернативы мы рекомендуем рассмотреть обучение за рубежом. Например, в Германии. Давайте сравним:
Высшее образование в РФ (с учетом предлагаемого законопроекта) | Высшее образование в Германии | |
---|---|---|
Стоимость обучения | Бесплатно, но ограниченно количеством мест и профессиями из списка востребованных Министерством Образования | Бесплатно (в том числе для иностранных студентов)/ 1500 евро в семестр (для вузов земли Баден Вюртемберг), без ограничения мест и профессий |
Потенциал трудоустройства | Около половины выпускников не могут трудоустроиться по профессии | Минимальный уровень безработицы среди выпускников, по ряду профессий до 80% выпускников находят долгосрочную работу (10+ лет) в первый год после получения диплома |
Обязательное распределение после вуза | На государственные предприятия и государственные органы | Отсутствует |
Срок обязательной отработки по распределению | от 4 до 6 лет | Отсутствует |
Штраф за отказ от распределения | от 260 тыс руб до 3 млн руб | Отсутствует |
Размер стипендии на бюджетных программах | 1340 — 6000 рублей/мес | от 0 до 1500 тыс EUR в месяц |
Практика во время учебы | Сложности с качеством и наличием практики и соответвтенно получением практического опыта по профессии | В зависимости от программы, обязательные практические модули/практический семестр с прохождением оплачиваемой (от 8.5 евро/час) практики в государственных и коммерческих предприятиях с получением передового практического опыта |
Мировая востребованность | Необходимость сложного зачета полученного образования для работы по специальности в других странах | Востребованно и, как правило, признано на мировом уровне в связи с международными принципами построения образования |
Востребованность в РФ | По ряду специальностей не востребовано | Востребовано, особенно на фоне санкций и отсутствия возможности привлечения иностранных подрядчиков, а также на фоне уникального практического опыта выпускников немецких вузов. Также востребовано в представительствах немецких и международных компаний и государственных структур в РФ и других странах или их партнерах и заказчиках, в том числе с сохранением немецких стандартов оплаты труда и социального обеспечения |
Безусловно, это пока только законопроект и он может быть отвергнут или полностью пересмотрен во время проработки в думских коммитетах. Однако, «нет дыма без огня» и общее настроение документа, а также его предпосылки не могут не беспокоить и самих школьников/студентов, и, конечно же их родителей. Ведь обязательная «отработка» длинною 4 года может стать еще большей «убийцей» карьеры и обеспеченного будущего, чем извечная проблема — служба в армии.
С учетом того, что в немецкий вуз можно поступить сразу после получения аттестата о среднем образовании в школе в России, а также можно перевестись из вуза на родине или поступить в магистратуру в Германии с сохранением большинства указанных преимуществ немецкого образования, нам видится это отличной альтернативой риску введения обязательного распределения после вуза в России.
Если вы хотите успешно поступить в один из этих вузов, получить диплом по интересной и перспективной профессии, мы будем рады вам помочь. Записывайтесь на бесплатную консультацию с нашим специалистом и обсудите как именно вы можете стать студентом одного из этих замечательных немецких университетов!
Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!
Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом
Записаться!