Серые кардиналы брендов. Профессия бренд-менеджер
Название профессии бренд-менеджер состоит из двух иностранных слов: бренд и менеджер. «Бренд» переводится как «торговая марка», а «менеджер» означает «управляющий».
В этом словосочетании отражена суть профессии — управляющий брендом.
Кто такой бренд-менеджер, и чем он занимается
Людям свойственно отдавать предпочтения вещам, которые имеют какую-то историю, отличия, гарантии качества.
В древности каждый мастер имел свое клеймо и ставил его на вещах своего изготовления. Если мастер был хорошим и делал качественные вещи, люди искали товары с его клеймом.
На этом простом свойстве человеческой психики построены целые империи.
Например, чтобы приобрести отнюдь не дешевую сумочку «Биркин», покупатели готовы записываться в очередь и ждать месяцами. Сумки «Биркин» красивые и качественные, и хотя на рынке немало сумочек, которые не уступают им ни качеством, ни дизайном, при этом они дешевле и доступны к приобретению в любой момент, есть одно «но»: это не «Биркин».
«Биркин» — это бренд, который позиционирует себя как элитный и труднодоступный. Благодаря грамотной работе бренд-менеджеров покупатель верит в эту историю и стремится приобрести именно эту статусную вещь.
Каждый бренд транслирует свою «историю», и от того, поверит ли в нее покупатель, зависит, будет ли он выбирать данный товар.
Созданием этой истории и продвижением бренда и занимается бренд-менеджер.
Принципы работы бренд-менеджера
Основная часть работы бренд-менеджера связана с маркетингом, но им дело не ограничивается. Для эффективной работы бренд-менеджер должен разбираться в продукте почти так же глубоко, как изготовитель.
Обязанности бренд-менеджера
Основная обязанность специалиста — подготовка продукта к запуску на рынок. Вторая важная часть профессиональной компетенции бренд-менеджера — продвижение бренда на рынке, анализ исследований, разработка техники ведения продаж, курирование рекламной кампании.
В рамках профессиональных обязанностей бренд-менеджер должен проводить переговоры, в том числе, с первыми лицами предприятий, принимать решения, связанные с ценовой политикой.
Умения и качества, которым должен обладать эффективный бренд-менеджер
Работа бренд-менеджера связана с разработкой концепции продвижения товаров и услуг, рекламой, анализом рынка и общением с людьми, поэтому она требует определенных качеств, знаний и навыков:
- Глубокие знания в области маркетинга, рекламы, связей с общественностью.
- Знания в сфере экономики и продаж.
- Способность вникнуть в тонкости разработки и производства любого продукта.
- Навыки в сфере закупок.
- Знание технологий продвижения брендов.
- Умение анализировать рынок.
- Знание английского языка.
Бренд-менеджер в рамках своей деятельности много общается с людьми, а его работа носит творческий характер, поэтому в этой профессии важно обладать определенными soft skills:
- коммуникабельность;
- умение убеждать;
- умение вести переговоры, в том числе, с первыми лицами предприятий;
- организаторские способности;
- открытость с командой;
- высокий эмоциональный интеллект;
- умение выступать, быть убедительным, держать внимание аудитории.
Пройдите профориентацию, чтобы узнать, подходит ли вам эта профессия.
Что не входит в обязанности бренд-менеджера
В СССР, в связи с плановой экономикой, такой профессии, как бренд-менеджер, просто не существовало. Поэтому в странах постсоветского пространства суть этой специальности не всем до конца понятна, и многие люди могут трактовать ее ошибочно.
Кем не является бренд-менеджер:
- Он не преподаватель и не коуч, в его обязанности не входит просветительская деятельность на тему маркетинга и рекламы.
- Он не занимается непосредственно продажами.
- Он не HR. При найме сотрудников может иметь лишь совещательный голос.
- Он не дизайнер. Бренд-менеджер должен быть в курсе визуальных тенденций, но он не разрабатывает дизайн продукта, упаковки, средств коммуникации или товарного знака.
- Он не технолог. По роду деятельности бренд-менеджеру приходится глубоко погружаться в тонкости технологии производства продукта, но разрабатывать его этот специалист не должен.
- Он не аналитик. Бренд-менеджер изучает результаты анализа рынка, представленные сотрудниками аналитического отдела, и должен уметь их интерпретировать и использовать в своей работе, но сам сбором и анализом данных не занимается.
- Он не продакт-менеджер.
Плюсы и минусы профессии бренд-менеджера
К основным преимуществам специальности относятся:
- престижность профессии;
- востребованность специальности на рынке труда;
- высокая зарплата;
- интересная творческая работа.
Но есть и недостатки:
- ненормированный рабочий день;
- большое количество обязанностей;
- высокий уровень ответственности;
- стрессы на работе;
- часто сжатые сроки работы, необходимость переделок;
- необходимость много времени проводить на совещаниях;
- командировки.
Впрочем, если в душе вы прирожденный бренд-менеджер, трудности вас только бодрят!
Три группы бренд-менеджеров
В зависимости от навыков и должностных обязанностей, а также уровня ответственности, существуют три основных группы бренд-менеджеров:
- Младший бренд-менеджер или ассистент. Это помощник бренд-менеджера, который выполняет поручения, отвечает за технические аспекты рабочего процесса.
- Бренд-менеджер. Специалист с опытом, который может работать над позиционированием и продвижением брендов.
- Маркетолог по выведению брендов на рынок. Специалист, который занимается разработкой и продвижением новых брендов.
Карьерный путь и заработки бренд-менеджера
Карьерное продвижение бренд-менеджера в странах СНГ отличается от такового в странах Западной Европы и в США.
В России и странах СНГ в бренд-менеджмент попадают через маркетинг. Маркетолог со временем может выполнять обязанности бренд-менеджера.
В западных странах карьера бренд-менеджера подчиняется определенному плану.
В начале карьеры специалист занимает должность административного ассистента или аналитика по маркетингу. По истечении 2–3 лет успешный специалист может стать помощником бренд-менеджера. Только через 3–4 года работы помощником специалист может начать карьеру бренд-менеджера.
Важно!
В небольших организациях обязанности бренд-менеджера и маркетолога может выполнять один специалист. В крупных компаниях эти должности разделены.
Зарплата бренд-менеджера, как правило, высокая, но зависит от его опыта, а также от места проживания и работы.
Начинающий специалист в Москве может зарабатывать 60–100 тысяч рублей, специалист с опытом — от 150 тысяч рублей. Специалист высокой квалификации зарабатывает от 300 тысяч рублей.
В регионах зарплаты бренд-менеджеров в среднем в два раза ниже.
В Украине бренд-менеджеры зарабатывают от 1700 гривен в месяц, в Беларуси – от 2000 белорусских рублей в месяц, в Казахстане – 300–600 тысяч тенге в месяц.
В США доходы бренд-менеджеров начинаются от 2000 долларов в месяц.
В Германии специалисты зарабатывают от 3000 евро в месяц.
Основные требования к бренд-менеджеру
Чтобы квалифицированно справляться с должностным обязанностями, бренд-менеджер должен отвечать определенным требованиям:
- высшее образование в области рекламы, маркетинга или экономики;
- умение анализировать информацию;
- знание английского языка и компьютерных программ;
- навыки организации маркетинговых мероприятий.
Немаловажное значение имеет диплом о высшем образовании. Для бренд-менеджера престижный диплом — одно из преимуществ при устройстве на работу.
В странах СНГ поступить в престижные вузы непросто: обычно они находятся в столицах и выдвигают жесткие требования при поступлении на бюджет.
Выходом может стать учеба в Германии. Здесь высшее образование бесплатно не только для граждан, но и для иностранцев.
Качество образования в немецких вузах не подлежит сомнению.
К тому же, по окончании немецкого вуза можно сделать международную карьеру: виза продлевается для того, чтобы выпускник мог найти работу в Германии.
Особенности организации обучения в немецких вузах позволяют найти работу еще на этапе учебы, поскольку студенты могут легально подрабатывать, а во время практики, которой уделяется большое внимание, могут хорошо зарекомендовать себя в одной из немецких компаний.
Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах
Какие задачи ставят перед бренд-менеджером
Для эффективной работы бренд-менеджера необходимы адекватно сформулированные задачи:
- анализ стратегии перед ее внедрением;
- аудит перед продвижением;
- работа в команде.
Как стать бренд-менеджером. Советы
Задумываясь о профессии бренд-менеджера, учитывайте, что эта специальность комплексная и многоаспектная.
Специалист должен не только разбираться в экономике, рекламе, дизайне, но и быть в курсе актуальной информации, уметь вести переговоры, разрабатывать стратегии.
Изучайте эти отрасли, учите иностранные языки, осваивайте компьютерные программы и готовьтесь к тому, что учиться нужно будет всю жизнь.
Качественное образование — краеугольный камень карьеры бренд-менеджера. Поэтому еще во время учебы в школе задумайтесь о том, куда поступить. Учеба в Германии открывает широкие перспективы, как в плане образования, так и при последующем трудоустройстве, а также становится ключом к международному рынку труда. Как поступить в немецкий вуз? Это знают специалисты.
Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!
Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом
Записаться!