Профессиональная подготовка специалистов в вузе

Профессиональная подготовка специалистов в вузе

В современном образовании высшие учебные заведения играют особую роль, являясь мерилом культурных и интеллектуальных приоритетов.

К важнейшим функциям вузов относятся следующие:

  • образовательная (подготовка и переподготовка, повышение квалификации кадров);
  • научно-исследовательская (обеспечение фундаментальности учебного процесса);
  • методологическая (консультативная помощь различным учреждениям);
  • просветительская (распространение знаний и нравственных ценностей в обществе).

Однако потребители образовательных услуг рассматривают, прежде всего, насколько качественно подготовленные специалисты выходят из вуза.

Действительно, основная цель при поступлении в вуз для большинства абитуриентов — получение профессии, которая будет кормить их всю жизнь, и кормить неплохо, потому что получать невысокую зарплату можно и без всякого образования.

Качество подготовки будущих специалистов в вузе

Учеба в 11-м классе и поступление в университет вовсе не являются обязательной частью образовательного процесса. Вполне возможно уйти из школы после 9-го класса в свободное плавание и не тратить силы, финансовые средства и годы жизни на учебу в старших классах, а затем в университете. Поэтому тех, кто продолжает учебу и готовится к поступлению в вуз, можно, в общем, охарактеризовать как целеустремленных и не лишенных амбиций людей с интеллектуальными возможностями выше средних и готовностью немало трудиться. Они идут в вуз для того, чтобы стать востребованными специалистами и сделать карьеру.

На деле же мы видим, что далеко не каждый выпускник вуза выстраивает карьеру или хотя бы получает зарплату выше среднего.

Ежегодно десятки тысяч выпускников покидают стены вузов и выходят на рынок труда. Но кто-то практически сразу устраивается на перспективную работу, а кто-то пополняет ряды безработных либо вынужден демпинговать.

Можно назвать несколько причин такой ситуации:

  • Абитуриенты, поступая в вуз, не очень хорошо понимают суть выбранной специальности. Из этого произрастает низкая мотивация в учебе и впоследствии низкая мотивация на работе.
  • При выборе профессии не учитывается ее востребованность на рынке труда.
  • Молодые специалисты плохо подготовлены к вхождению в рынок труда, они социально незрелы.
  • Молодые специалисты недостаточно хорошо подготовлены к профессиональной деятельности, что может быть связано с качеством образования в конкретном учебном заведении.
  • Диплом вуза недостаточно конкурентоспособен.

Большинства этих проблем можно избежать, вовремя пройдя карьерное ориентирование. Благодаря профориентации выявляются сильные стороны поступающего, он получает более развернутую информацию о профессиях и рекомендации по выбору учебного заведения. Впоследствии это поможет сконцентрироваться на самых важных аспектах и поступать в вузы, в которые он с большой долей вероятности сможет поступить.

Профориентация проводит анализ таких факторов, как состояние рынка труда, перспективность и востребованность профессии, отсутствие или наличие дефицита специалистов в выбранной области, рейтинг выбранных для поступления вузов. Такой системный подход позволяет сделать выбор максимально точно и осознанно и получить высокие шансы на успех.

Не последнее значение имеет и рейтинг вуза.

Одна из самых грубых ошибок, которые совершают абитуриенты — это поступление в самый доступный вуз. Часто встречаются советы тем, кто не определился с выбором, поступать рядом с домом на педагогические и аграрные направления, где конкурс ниже. Смысл таких советов в том, что нужно просто получить высшее образование, любое, не важно, какое. Это в корне неверный подход, который не принесет ничего, кроме разочарования.

Профессия должна быть выбрана с учетом личных предпочтений и ситуации на рынке труда, а вуз — максимально лучший из доступных.

Выделяют три основных критерия качества высшего образования:

  • качество содержания образования;
  • качество образовательных технологий;
  • качество результатов полученного образования.

Цель работы высшего учебного заведения — подготовка конкурентоспособного специалиста с требуемым уровнем подготовки.

Важно!
Качество образования, которое дает каждый конкретный вуз, оценивают рейтинги, которые бывают международными либо составляются внутри страны. Существуют рейтинги, заказанные теми или иными организациями, поэтому в разных рейтингах позиция одного и того же вуза может различаться.

В мировых рейтингах учебных заведений всегда учитывается доля трудоустроенных выпускников и средний уровень их зарплат, потому что для потребителя образовательных услуг это один из важнейших критериев оценки. Российские рейтинги не учитывают как этот фактор, так и объем научных исследований, которые проводятся в вузе и наличие наград за них. Узнать эти важные данные можно, разве что, в частном порядке.

Не нужно думать, что рейтинги вузов интересны только абитуриентам. Для работодателя тоже небезразлично, диплом какого вуза предъявляет соискатель на вакантную должность. Диплом престижного вуза, при прочих равных, позволяет моментально отстроиться от конкурентов при поиске работы.

Профессиональная подготовка студентов в вузе

Концепция образовательного процесса должна учитывать соответствие высшего профессионального образования социальным потребностям страны. Существуют госзаказы на подготовку тех или иных специалистов, которые требуются государству в ближайшие годы.

Профессиональная подготовка будущего специалиста в вузе осуществляется через различные виды деятельности, в которых он принимает участие, благодаря чему происходит его формирование как личности и как профессионала, обладающего комплексом определенных знаний, умений и навыков.

Практическая подготовка и особенности ее организации

В идеале, молодой специалист должен быть в состоянии решить проблемы, возникающие на его рабочем месте.

На деле, выпускник вуза зачастую оказывается в полной растерянности, потому что на рабочем месте его ожидает совсем не то, к чему его готовили в вузе.

Все работодатели знают, что, нанимая выпускника вуза без опыта работы, они будут вынуждены доучивать его на рабочем месте. Вот почему так сложно устроиться на работу, не имея опыта. Но, чтобы получить опыт, нужно сначала устроиться на работу, на которую без опыта не берут. Получается замкнутый круг, и преодолеть его непросто.

Одной из причин такой несоответствующей требованиям работодателей подготовки являются устаревшие образовательные программы, не учитывающие современные реалии, что в СНГ — настоящая проблема. Другая причина — недостаток практики.

Любой образовательный процесс, целью которого является подготовка специалиста в той или иной профессиональной сфере, должен, наряду с теоретической подготовкой, осуществлять практическую.

Действительно, в каждом вузе определенное время отводится на практику, которую проходят в условиях реальной компании. Но практика может быть организована по-разному. Это может быть чисто формальный месяц, в течение которого практикант выполняет незначительные задания, или существенная часть учебного времени, когда студент полностью погружается в рабочую среду.

Важно!
К сожалению, в вузах СНГ практике не уделяют должного внимания. Зачастую она носит формальный характер, и работодатели это знают, а потому не ожидают от нее каких-то результатов.

Различия в профессиональной подготовке в вузах СНГ и за рубежом

Процессы обучения в вузах стран СНГ и за рубежом, благодаря присоединению к Болонскому процессу, во многом схожи: к примеру, сохраняется двухступенчатая система (бакалавриат и магистратура), схожи сроки получения образования, некоторые образовательные стандарты, структура последипломного образования. Поэтому становятся возможными программы обмена или перевод студентов в вузы других стран.

Однако существует и ряд серьезных различий. Рассмотрим их на примере Германии, как страны, в которой качество университетского образования находится на самом высоком уровне наряду с Великобританией и США.

Плюсы и минусы профессиональной подготовки студентов в вузах СНГ

К плюсам вузов стран СНГ можно отнести следующие факторы:

  • Большое количество вузов на территории СНГ. Практически каждый крупный город предоставляет возможность получить высшее образование.
  • Сильная теоретическая база.
  • В престижных вузах сильный преподавательский состав.
  • Возможность на конкурсной основе поступить в вуз бесплатно.
  • Квоты на поступление для некоторых категорий граждан.
  • Стандартизированное образование в государственных вузах.
  • Разные формы обучения (очная, заочная, дистанционная).

К недостаткам отечественных вузов можно отнести следующие моменты:

  • Некоторая ригидность в вопросах новых учебных программ.
  • Недостаточно хорошая связь с реалиями рынка труда.
  • Жесткость в построении учебного процесса.
  • Недостаточное внимание к новым профессиям, устаревшее содержание некоторых учебных программ.
  • Скромное финансирование и связанные с этим проблемы с необходимым оборудованием и учебными материалами.
  • В большинстве вузов отсутствие англоязычных программ.
  • Недостаточное внимание к практике и связанная с этим недостаточная практическая подготовка выпускников.
  • Низкий уровень развития инфраструктуры и сервиса, из-за чего учеба в вузах СНГ проигрывает в плане комфорта.

Преимущества профессиональной подготовки студентов в вузах Германии

На сегодняшний день вузы Германии считаются одними из лучших в мире, и международные рейтинги это подтверждают. Рассмотрим, чем могут привлечь абитуриентов немецкие вузы:

  • Бесплатная учеба во всех государственных вузах и на всех программах.
  • Большое количество вузов и возможность подавать документы в неограниченное их количество.
  • Начало учебы два раза в год.
  • Широкий выбор программ, включая новые, междисциплинарные, а также специализированные программы, например, дуальное обучение.
  • Наличие англоязычных программ.
  • Возможность учиться сразу на нескольких направлениях и получить несколько дипломов.
  • «Академическая свобода», гибкость построения учебного процесса.
  • Большое количество самостоятельной исследовательской работы и практики в реальных организациях.
  • Хорошее финансирование, благодаря которому вузы полностью оснащены, имеют собственные библиотеки, лаборатории, клиники.
  • Хорошо развитая структура, которая делает обучение комфортным.
  • Развитая система социальной поддержки студентов.
  • Возможность получать существенную стипендию.
Получение высшего образования — сложный комплексный процесс, целью которого является подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов. Успех профессиональной подготовки студентов в вузе зависит не только от способностей и старания студента, но и от того, насколько качественную подготовку обеспечивает вуз: следит ли он за тенденциями на рынке труда, вводит ли новые программы, уделяет ли внимание практической подготовке будущих специалистов. Немаловажное значение имеет и комфорт студентов в стенах вуза. По всем этим параметрам немецкие вузы — одни из лучших в мире, к тому же образовательные услуги они предоставляют бесплатно. Диплом немецкого вуза позволит выделиться среди конкурентов на родине, а также с ним можно устроиться на работу в Германии. Процесс поступления в немецкие вузы связан с большим количеством документов, которые надо скомпоновать в правильном порядке и подать в приемную комиссию в довольно жесткие сроки. Без опыта подобной деятельности сделать это довольно трудно, поэтому оптимальным вариантом будет обращение за консультацией и практической помощью к специалистам.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая СтатьяКуда поступить с ЕГЭ по литературе
Следующая СтатьяМожно ли поступить в вуз на бюджет после колледжа