Образование в странах Европы: где лучше
Говорят, что в наше время безграмотный человек — это не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не умеет учиться.
Действительно, стандарты образования с каждым годом становятся все выше. Научиться читать и считать — не проблема; соответствовать современному эталону образованного человека гораздо сложнее.
В последние годы мы становимся свидетелями научно-технической революции, которая влечет за собой изменения во всех сферах жизни общества, в том числе, и в образовании.
Само понятие «образованный человек» с началом цифровой эры сильно изменилось. Раньше к основным критериям образованности относились:
- широкий кругозор;
- энциклопедические знания во многих сферах;
- профессиональные компетенции.
Сегодня расстановка сил изменилась. Специалисты широкого профиля становятся менее востребованными, чем глубоко разбирающиеся в теме узкие специалисты. Также современный образованный человек обладает следующими качествами:
- развитые soft skills, то есть умение взаимодействовать с людьми, проявлять гибкость, работать в команде;
- умение искать и находить нужную информацию;
- мобильность, способность быстро менять направление деятельности;
- уверенное владение компьютерными технологиями;
- способность учиться на протяжении всей своей профессиональной жизни.
Таким образом, на сегодня образование — это не статичная структура, которую «получают» и используют в неизменном виде, а, скорее, навык, позволяющий осваивать новые компетенции в короткие сроки и успешно применять их в профессиональной деятельности.
А значит, впереди всех будут те люди, которые получили современное образование в вузах, стремящихся идти в ногу со временем.
Важно!
В современном мире, особенно, в развитых странах, огромное значение приобретают профессии, связанные с производством, переработкой, хранением, реализацией информации. Уже сегодня такие специалисты более востребованы и, по данным Бюро Труда (США), зарабатывают на 80% больше, чем представители других специальностей. Также в странах Европы наблюдается дефицит специалистов в области инженерии и в педагогике. В отличие от СНГ, где эти профессии оплачивают недостаточно хорошо, в Европе зарплаты учителей и инженеров, как минимум, не ниже средних зарплат специалистов с высшим образованием.
На сегодняшний день, как ни прискорбно это осознавать, российские университеты, в большинстве своем, не перешли на новые рельсы. Они продолжают работать, в основном, придерживаясь модели предыдущих десятилетий. Это эффективная модель формирования широко образованного человека, обладающего высоким уровнем культуры, но уже не соответствующего требованиям времени.
В отличие от европейских вузов, университеты постсоветских стран демонстрируют расплывчатый и широкий подход, а жизнь требует узкоспециализированных практиков. Именно поэтому сейчас на рынке труда СНГ складывается ситуация, при которой дефицит специалистов сочетается с высоким уровнем безработицы. Работодателям нужны узкие специалисты с опытом работы, а вузы выпускают широких специалистов без такового опыта. Эта ситуация характерна, в основном, для таких специальностей, как юристы, экономисты, инженеры.
Важно!
В развитых странах Европы уровень безработицы среди обладателей дипломов о высшем образовании в три раза ниже, чем среди выпускников колледжей. В Германии специалисты с университетским образованием зарабатывают, в среднем, в два раза больше, чем те, кто такого диплома не имеет.
Вот почему все больше молодых людей рассматривают возможность получения образования за рубежом, например, в странах Европы. В этом нет ничего плохого или непатриотичного; более того, это общемировой тренд, который развивается в связи с глобализацией и отвечает ее запросам.
Важно!
Глобализация — это процесс, который, с одной стороны, открывает перед молодежью разных стран много новых возможностей, с другой — увеличивает конкуренцию на рынках труда разных стран.
Наиболее приемлемыми для большинства российских абитуриентов являются университеты европейских стран: они ближе к России территориально и по менталитету, а стоимость учебы во многих из них доступна.
Уровень образования в странах Европы
Уровень образования — это не какой-то расплывчатый субъективный термин, а четкая, подлежащая измерению, величина. Существует так называемый индекс уровня образования, который рассчитывается для каждой страны с учетом индекса грамотности взрослого населения страны и индекса совокупной доли учащихся, получающих образование.
В результате расчетов получается индекс, числовое значение которого может составлять от 0 до 1. В соответствии с индексом уровня образования, один раз в два года составляются рейтинги стран мира.
На 2020 год первое место в этом рейтинге занимает Германия, чей индекс уровня образования составляет 0,943.
Далее в порядке убывания по уровню образования следуют страны Европы:
- Норвегия,
- Великобритания,
- Финляндия,
- Исландия.
США в этом рейтинге занимают 15-ю строчку, Беларусь — 32-ю, Казахстан — 35-ю, Россия — 39-ю, Украина — 47-ю, Армения — 64-ю, Азербайджан — 80-ю.
Интересно!
Высокие рейтинги наблюдаются в высокоразвитых странах Европы, которые предоставляют молодежи доступные возможности получить высшее образование. Так, Германия, Норвегия и Финляндия приняли законы, которые гарантируют бесплатное образование на государственном либо на английском языке всем желающим, включая абитуриентов из-за рубежа. В Исландии высшее образование бесплатное, в Великобритании действует большое количество стипендиальных программ и грантов на обучение.
Все это возможно, в том числе, благодаря государственному финансированию. В России в последние годы, особенно после 2013 года, финансирование вузов постоянно сокращается, что не может не влиять на уровень образования самым негативным образом. В то же время Германия постоянно наращивает финансирование вузов, что и привело к росту индекса, ведь десять лет назад она занимала в рейтинге лишь 9-ю строчку, имея показатель индекса 0,930.
Важным показателем уровня образования и его актуальности является сегодня владение населением информационными технологиями. В Европе средний уровень трудоспособного населения, не имеющего цифровых навыков, на сегодня составляет 21%. Однако, если смотреть по странам, то самый низкий показатель — менее 10% — в Люксембурге, Дании, Великобритании, Финляндии, Эстонии, Германии, в то время, как в Румынии и Болгарии он составляет 44%, в Польше, Италии, Греции — более 30%.
Активное распространение цифровых технологий существенно влияет на сферу образования. Сначала это влияние, в основном, ощущалось на уровне частных вузов, которые оперативно вводили соответствующие образовательные программы, однако на сегодняшний день уже и государственные вузы стран Европы включились в цифровую трансформацию высшего образования.
Цифровая трансформация вузов включает не только внедрение новых образовательных программ, но и применение новых методов преподавания, оборудование цифровых библиотек, оптимизацию процессов образования, изменение корпоративной культуры и другие изменения, которые должны проводиться очень быстро.
Такая оперативность важна по следующим причинам:
- подавляющее число современных студентов относится к поколению digital natives и проявляют выраженную склонность к использованию интернет-технологий в повседневной жизни, а потому использование вузом цифровых технологий сделает его более адаптированным для целевой аудитории и более конкурентоспособным;
- в связи с глобализацией рынка и интернационализацией образования, конкуренция среди вузов повышается, а цифровизация вузов становится конкурентным преимуществом;
- цифровые технологии позволяют более эффективное взаимодействие внутри учебного заведения, а также способствуют его продвижению.
На сегодня можно говорить о таком понятии, как цифровой маркетинг, который для вузов является новой сферой, но он необходим, так как позволяет решать следующие задачи:
- организация взаимодействия студентов, выпускников, преподавателей, персонала;
- мониторинг изменения восприятия университета как бренда;
- проведение мероприятий, нацеленных на формирование позитивного имиджа вуза;
- взаимодействие с абитуриентами и предоставление им наиболее полной информации о вузе;
- использование аналитики для выявления наиболее талантливых абитуриентов, самых успешных студентов.
Все эти изменения невозможны без адекватного финансирования. Страны, в которых финансирование вузов находится на высоком уровне, например, Германия, обеспечивают своим высшим учебным заведениям конкурентное превосходство.
Какие страны Европы предлагают хорошее образование
Благодаря инициативам Болонского процесса, запущенного в 1999 году, страны Европы провели ряд реформ в области образования. Эти реформы были нацелены на то, чтобы сделать высшее образование более доступным для всех людей, независимо от возраста, уровня доходов, социального положения.
Поэтому сейчас, по прошествии двух десятков лет, можно говорить о том, что особенностью высшего образования в странах Европы стали:
- высокое качество образования, которое подтверждается международными рейтингами;
- использование инновационных образовательных программ;
- доступность образования (недорогие и бесплатные программы высшего образования во многих странах Европы);
- привлечение к получению высшего образования иностранных студентов, людей среднего и старшего возраста.
Особенностью высшего образования стран Европы стало сочетание стремления к унификации образования с целью сотрудничества и академических обменов с высокой конкуренцией между вузами, в связи с чем в некоторых европейских странах были разработаны и внедрены программы преимущества. В Германии они получили название «Программы академического превосходства», Финляндия занялась слиянием и укрупнением университетов, во Франции учредили «Программу инвестиций в будущее». С тех пор прошло уже около 15 лет, и эти программы, которые включали серьезное государственное финансирование вузов, успели дать свои плоды. В Германии программы превосходства были настолько успешны, что теперь они проводятся на постоянной основе.
Сегодня странами, которые предлагают лучшее в Европе образование, являются:
- Великобритания,
- Финляндия,
- Франция,
- Германия.
Нужно отметить, что, помимо качества образования, имеет значение и его доступность. Высшее образование во Франции почти бесплатное, в Финляндии и Германии оно бесплатное для всех, но, если учесть расходы на проживание, самый выгодный вариант сейчас — учеба в Германии.
Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах
Где в Европе популярно учиться
Среди европейской молодежи набирает популярность тенденция учиться за рубежом. Российские абитуриенты все активнее подключаются к ней.
На что обращают внимание студенты, которые выбирают учебу за границей:
- качество и престиж высшего образования в стране;
- стоимость образовательных программ;
- уровень расходов на проживание;
- возможности для трудоустройства и уровень зарплат в стране.
Родителей студентов интересуют также вопросы экологии и безопасности в стране.
Не последнюю роль играет количество вузов в стране. Например, в Исландии их всего 7, а доля иностранцев среди студентов составляет 5%. В Германии самое большое количество вузов на душу населения среди стран Европы, всего вузов в стране около 500, во всех государственных вузах образование бесплатное, а иностранных студентов — более 12%.
Кого с радостью примут в европейский вуз
Высшие учебные заведения Европы нуждаются в талантливой и активной молодежи. При поступлении в вуз основным критерием, помимо знания языка, является средний балл аттестата. Он рассчитывается по определенному алгоритму, который у каждого вуза свой. Однако по Баварской формуле можно примерно его рассчитать (результат будет «с запасом»).
Важно!
Для поступления в европейский вуз не нужны баллы за Единый государственный экзамен.
Особенности образования в странах Европы: этапы высшего образования
В рамках Болонского процесса, образовательные программы европейских университетов были приведены к единому образцу и теперь включают три последовательных этапа:
- Бакалавриат (3–4 года).
- Магистратура (от 10 месяцев до 2 лет).
- Докторантура (в России — аспирантура).
Несмотря на то, что бакалавриат — это уже полноценное высшее образование, сейчас на рынке труда все чаще требуется магистерский диплом. Сегодня в магистратуру поступает примерна половина бакалавров, но ожидается, что доля магистров будет увеличиваться.
Топ советов для тех, кто хочет получить образование в Европе:
- Если вам нужно лучшее сочетание высокого качества образования и невысоких финансовых затрат, выбирайте вузы Германии. Здесь образование на английском и немецком языке бесплатное для всех.
- Обратите внимание на то, чтобы в аттестате были как можно более высокие оценки. Если школа окончена, аттестат уже получен, а средний балл не дотягивает, посоветуйтесь со специалистом, и он обязательно подскажет вам оптимальный выход из ситуации.
- Пройдите карьерное ориентирование, чтобы ваш выбор профессии, программы и вуза был осознанным и впоследствии не вызвал сожалений.
- Сразу после 11-го класса поступить в европейский вуз нельзя. Потребуется учеба на довузовских курсах.
- Воспользуйтесь возможностью подавать документы в неограниченное количество вузов. В Европе это приветствуется, а у вас будет более широкий выбор.
- Подача документов в европейские вузы производится дважды в год, на летний и зимний семестры.
- Не экспериментируйте с отправкой документов. Обратитесь к специалисту, который даст четкий, исключающий ошибки, план.
Чтобы стать конкурентоспособным специалистом, сегодня уже недостаточно просто иметь диплом о высшем образовании; необходимо получить современное образование, отвечающее требованиям рынка труда и стремительно меняющимся жизненным реалиям. Вузы развитых стран имеют возможность соответствовать современным тенденциям. Наиболее доступный вариант качественного конкурентоспособного образования сейчас — вузы Европы, среди которых самый выгодный — образование в Германии. Наши специалисты с удовольствием проконсультируют вас и помогут сделать процесс поступления простым и надежным.
Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!
Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом
Записаться!