Образование в России и Германии: сходства и различия

Образование в России и Германии: сходства и различия

На сегодняшний день Германия — одна из самых привлекательных стран мира для получения высшего образования. Это подтверждается статистически: во многих немецких вузах состав учащихся можно назвать интернациональным (в среднем, свыше 12% всех студентов — иностранцы, а в отдельных университетах этот показатель еще выше, например, в Техническом университете Мюнхена — 25%). Что касается учащихся из России, в среднем, каждый четвертый, получающий образование за рубежом, выбирает именно немецкий университет.

О преимуществах немецких вузах речь пойдет чуть позже, но сразу хотелось бы отметить, что не последнюю роль при выборе нашими абитуриентами именно немецких учебных учреждений играет тот факт, что у систем образования России и Германии есть определенные сходства. Поэтому нашим учащимся достаточно несложно поступить в немецкие вузы, а также участвовать в программах академического обмена студентами.

Рассмотрим, какие сходства есть у систем образования Германии и России, а также в чем заключаются их отличия.

Особенности системы высшего образования в России и Германии

Система высшего образования формировалась в России и Германии в разное время и разными путями, поэтому каждой из стран присущи свои особенности.

Особенности высшего образования в Германии

Для того, чтобы понимать, почему немецкое образование имеет те или иные особенности, и почему появились сходства и различия между системами образования Германии и России, необходимо хотя бы в общих чертах представлять себе историю их становления и развития.

На немецких землях первые вузы появились еще в XIV веке. Тогда были основаны Гейдельбергский, Кельнский, Эрфуртский университеты.

В XIX веке в Пруссии была проведена широкомасштабная реформа, которая полностью изменила всю образовательную систему страны. Разработанные в то время в землях Германии основополагающие принципы не только до сих пор являются «визитной карточной» немецкого образования, но и повлияли на систему образования многих стран, в том числе, России.

К основным принципам немецкой образовательной системы, разработанным в XIX веке Вильгельмом фон Гумбольдтом, относятся:

  • государственный контроль образования;
  • разделение общеобразовательных школ на типы;
  • особое внимание к изучению точных наук (что было в то время связано с необходимостью поднимать промышленность пострадавшей в войне с Наполеоном Пруссии, но до сих пор о немецкой приверженности точным наукам ходят легенды);
  • практическая составляющая как важная часть образовательного процесса (это еще одна сохранившаяся до наших времен яркая черта немецкого образования).

Реформа, проводимая Гумбольдтом, взяла за эталон идеалы Древней Греции. Центральная роль отводилась способностям человека, а не его происхождению и материальному благосостоянию, как это было принято повсеместно в те времена. Таким образом, идеи Гумбольдта опередили свое время более, чем на 100 лет. Переоценить его влияние на систему образования не только Германии, но и, опосредованно, России, невозможно.

С 1999 года Германия присоединилась к Болонскому процессу, что ознаменовало еще один важный этап в развитии немецкой системы образования.

Процесс ставил следующие цели:

  • Инклюзивность (то есть всеобщая доступность) высшего образования.
  • Интернационализация образования.
  • Унификация образовательных программ стран Европы с целью создания единого образовательного пространства, удобного для академического обмена студентами.

Такие решения имели определенные предпосылки:

  • Понимание, что наличие высококвалифицированных кадров — это необходимое условие развития инновационной экономики.
  • Стремление заполнить вузы. Дело в том, что во второй половине прошлого века в Германии было построено большое количество вузов, но сейчас практически все европейские страны столкнулись с демографическими проблемами — снижением рождаемости, старением населения. Огромный промышленный сектор страны нуждается в свежих квалифицированных кадрах (к примеру, среди инженеров средний возраст специалиста уже сейчас превышает 40 лет), а огромное количество вузов (в Германии самый высокий показатель количества университетов на душу населения среди стран Европы) должно быть заполнено студентами. Отсюда стремление правительства сделать вузы максимально доступными и привлекательными для молодежи из других стран, а также для людей среднего и старшего возраста. Сейчас в Германии не редкость студенты в возрасте за 40 и даже за 60.
  • Понимание, что современным трендом является глобализация и интернационализация образования и стремление конкурировать с китайскими вузами, которые набирают популярность.

В рамках Болонского процесса все вузовские образовательные программы были поделены на программы бакалавриата и магистратуры, а также программы докторантуры, которую принято относить к последипломному образованию.

Теперь у студентов появилась гибкость в обучении:

  • Программы бакалавриата длительностью 3–4 года — это основа высшего образования. Диплом бакалавра дает право практиковать по специальности.
  • Программы магистратуры, в среднем, занимают 1–2 года. Магистратура может продолжать обучение по специальности, начатое на бакалавриате, либо реализовываться по другой специальности. Это хороший вариант как для того, чтобы углубить свои профессиональные компетенции, так и для освоения новой профессии в сжатые сроки. Для современного рынка труда владение несколькими профессиями становится трендом, а программы магистратуры позволяют экономить время.
  • Программы докторантуры предназначены, в основном, для тех, кто планирует научную карьеру.

Необходимо отметить еще некоторые присущие немецкой системе образования особенности:

  • Большое значение придается практике. Фактически, весь учебный процесс, начиная с первого курса, пронизан практическими блоками, во время которых учащиеся пробуют свои силы в профессии. Такой подход позволяет взращивать специалистов, которые, едва поднявшись со студенческой скамьи, уже имеют определенный опыт работы. Это позволяет упростить процесс трудоустройства.
  • Провозглашенные еще Гумбольдтом принципы «академической свободы» свято почитаются и в наши дни. Немцы гордятся тем, что их система образования взращивает инициативных и самостоятельных специалистов. Добиваются этого специфической организацией учебного процесса. Все предметы делятся на блоки, которые студент может проходить в произвольном порядке. Вопросы тайм-менеджмента тоже полностью на совести учащегося, но вуз предоставляет возможность продлить или, напротив, уменьшить длительность обучения, в зависимости от того, как справляется студент. В немецких вузах мало контроля. Фактически, студенты просто сдают экзамены или проходят другие формы контроля (защита проекта, семинар, практическая работа) в конце учебного семестра. Контрольных внутри семестра обычно нет. Сегодня, когда soft skills становятся едва ли не важнее профессиональных компетенций, приверженность принципам «академической свободы» позволяет немецким вузам выпускать из своих стен лучших в мире специалистов.
  • Разнообразие программ обучения. В связи с бурным развитием технологий, свидетелями которого мы все сейчас являемся, огромное значение для повышения конкурентоспособности вузов имеют программы обучения. На рынке труда постоянно появляются новые профессии и отмирают старые, неактуальные, и, в идеале, учебный процесс должен это учитывать, однако камнем преткновения на пути введения новых программ может стать недостаток финансирования. Немецкие вузы хорошо финансируются, а потому могут вводить новые программы, ориентируясь на требования рынка. Также в Германии есть возможность учиться на дуальных программах, в ходе которых студент совмещает учебу с работой по специальности и получает соответствующую зарплату, а по окончании обучения он уже имеет рабочий контракт.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Особенности высшего образования в России

Система высшего образования России зародилась в XVIII веке и развивалась под влиянием систем образования Франции и Германии (в те времена — Пруссии). Именно поэтому и сейчас прослеживаются определенные сходства систем образования Германии и России.

Болонский процесс, к которому Россия присоединилась в 2003 году, еще больше сблизил системы образования наших стран. Теперь в России программы высшего образования тоже представлены бакалавриатом и магистратурой, а к последипломному образованию относится аспирантура (аналог немецкой докторантуры).

Основной особенностью российского высшего образования всегда был фундаментальный подход. Если уж человек окончил вуз, то он имеет колоссальный культурный и научный background и образован в самом широком смысле этого слова.

Однако на сегодняшний день специфика рынка труда такова, что выгоднее и рациональнее быть глубоким специалистом в узкой области, то есть, более целесообразны узконаправленные программы обучения, поэтому выпускникам российских вузов зачастую приходится после получения диплома доучиваться на курсах.

Другая особенность российского высшего образования — его теоретизированность. Практике обычно уделяется мало внимания, и она часто носит формальный характер, а потому выпускники отечественных вузов не могу похвастаться опытом работы сразу после выпуска. Это создает определенные проблемы при трудоустройстве; сейчас на российском рынке труда сформировалась специфическая ситуация: в некоторых сферах, например, в экономике, юриспруденции, избыток нетрудоустроенных специалистов сочетается с дефицитом квалифицированных кадров. А все дело в том, что работодатели, понимая, насколько свежий выпускник вуза является теоретиком, оторванным от жизненных реалий, рассматривают соискателей с опытом работы от двух лет.

Сами по себе эти особенности не являются чем-то плохим. Но, поскольку они идут вразрез с тенденциями современного рынка труда, можно отметить, что они мешают воспитывать востребованных специалистов высокого класса. Причиной же того, что ситуация не меняется, является недостаток финансирования.

Важно!

Финансирование российских вузов, начиная с 2013 года, постепенно сокращается: если в 2013 году на образование было направлено 4,3% ВВП, в 2019 году — только 3,5% ВВП.

Различия и сходства систем образования в Германии и России

К сходствам систем образования России и Германии можно отнести следующие факторы:

  • Наличие ступеней высшего образования. В обеих странах имеется дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее.
  • Классно-урочная система в школах (уроки — это вообще немецкое изобретение, которое Россия переняла у Пруссии).
  • Преимущественно государственные образовательные учреждения. Частных школ и вузов в России и в Германии около 5–8%.
  • Бесплатное школьное образование для граждан.
  • Возможность учиться в вузе бесплатно, в том числе, для иностранцев. Однако нужно заметить, что в СНГ можно получить бесплатно только одно высшее образование. Второе и последующие будут уже платными.
  • Одинаковая структура высшего образования (две последовательные ступени).
  • Большое количество вузов на душу населения.
  • Также необходимо отметить, что Германии и Россия — это страны, в которых всегда придавалось огромное значение образованию граждан и предпринимались значительные усилия, чтобы сделать его доступным для широкого круга людей.

Рассмотрим теперь основные отличия систем образования в Германии и России:

  • Школьное образование в Германии представлено четырьмя разными типами школ (гимназии, общие, реальные и объединенные школы). В зависимости от того, в какую школу поступают дети по окончании начальных классов, они смогут или не смогут поступить в вуз. Поступление в ту или иную школу зависит от рекомендаций учителя. В России ученик любой школы после окончания 11-го класса может поступать в вуз.
  • Германия, по сравнению с Россией, имеет достаточно скромную территорию, разделенную на 16 федеральных земель. Поэтому в каждой из этих земель можно найти престижный вуз. Россия — страна с огромной территорией и выраженной централизацией. Престижные вузы в нашей стране есть только в столицах и самых крупных городах. Далеко не каждый абитуриент из глубинки имеет возможность проехать через полстраны, чтобы поступить в престижный столичный вуз, а разница в доходах столичных жителей и жителей регионов (не в пользу последних) затрудняет возможность родителей содержать студента в столице.
  • В немецкие вузы поступают по среднему баллу аттестата, а в российские — по результатам ЕГЭ.
  • Принципы учебы в вузе отличаются. В России высшее образование более фундаментальное и теоретизированное, а в Германии — более узконаправленное и сконцентрированное на практической деятельности.
  • В немецких вузах придерживаются принципов «академической свободы», а в российских студентам дают меньше самостоятельности.
  • Поступление в вуз в России происходит один раз в год, а в Германии — два (летний и зимний семестр).

Преимущества и недостатки образования в Германии и России

Отечественная система образования имеет много сильных сторон:

  • Поступить в вуз может любой школьник, окончивший 11-го класс, а не только выпускники лицеев и гимназий.
  • Есть возможность получить бесплатное высшее образование.
  • Учеба в вузе носит фундаментальный характер и подготавливает широко и разносторонне образованных людей.
  • Программы отечественных вузов совместимы с программами университетов европейских стран, что позволяет осуществлять академической обмен преподавателями и студентами.
  • Российские вузы охотно принимают на учебу иностранцев.
  • В высших учебных заведениях есть квоты для некоторых категорий людей (сельских жителей, сирот, военнослужащих, людей с физическими недостатками и других).
  • Учеба в вузе предоставляет отсрочку от армии.
  • Многие государственные вузы России признаны в мире.

Важно!

Благодаря созданной в России системе образования, страна, по данным газеты «Ведомости», входит в число стран с самой высокой долей людей, имеющих высшее образование. 54% российских граждан в возрасте от 25 до 64 лет имеют, как минимум, одно высшее образование.

Основным недостатком российской системы образования является плохое финансирование. Можно утверждать, что сейчас Россия пользуется базой, которая была создана в СССР, но эта база ветшает, требует модернизации, а финансирование на это не выделяется. Поэтому мы имеем следующие проблемы:

  • сокращение бесплатных программ обучения;
  • рост стоимости платного обучения;
  • устаревание программ;
  • малое количество программ по новым специальностям;
  • недоступность учебы в престижных вузах для большинства жителей регионов (в 29 регионах России сильных вузов нет вообще);
  • теоретизированное обучение, недостаток практики;
  • пассивная роль студента, который мало ведет собственных научно-исследовательских проектов и имеет мало практики.

Эти проблемы приводят к тому, что выпускникам российских вузов бывает достаточно сложно трудоустроиться. И самое неприятное, что эти недостатки будут только усугубляться.

Немецкие вузы тоже имеют определенные недостатки. Для абитуриентов из России они, в основном, следующие:

  • необходимо знание немецкого или английского языка для учебы на определенном уровне;
  • выбрать подходящий вуз довольно сложно (в этом случае нужно обращаться к специалисту, который поможет подобрать вуз и выяснить требования к поступающим в выбранном вузе);
  • немецкие вузы выдвигают довольно строгие правила при поступлении, и их надо обязательно соблюдать;
  • сразу после 11-го класса российской школы поступить в немецкий вуз не получится.

Посмотрим, какие преимущества характеризуют немецкую систему образования:

  • Широкий выбор вузов с разными требованиями к поступающим.
  • Отсутствие требований к баллам ЕГЭ.
  • Возможность поступать два раза в год.
  • Отсутствие вступительных экзаменов.
  • Бесплатная учеба как на немецком, так и на английском языке.
  • Интернациональная обстановка в университетах.
  • Возможность учиться в вузе даже людям старшего возраста.
  • Большое количество разнообразных программ обучения.
  • Возможность учиться сразу на нескольких специальностях и получить несколько дипломов.
  • Интересный учебный процесс с большим количеством самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности.
  • Хорошая оснащенность вузов и комфортная учеба.
  • Гибкость в подходе к обучению, возможность учиться чуть дольше или, наоборот, меньше.
  • Возможность жить в центре Европы и посещать другие европейские страны.
  • Возможность трудоустроиться в Германии, где велик дефицит квалифицированных кадров во многих сферах.

Системы образования в России и Германии имеют свои достоинства и недостатки. Но немецкая система образования финансируется лучше и на сегодняшний день больше соответствует требованиям рынка труда. Высокое качество образования и хорошие возможности трудоустройства в Германии сочетаются с бесплатным характером обучения. Поступление в немецкий вуз доступно для студентов из России. Рекомендуем пройти процедуру карьерного планирования и получить консультацию специалиста по процедуре поступления. Это позволит поступать комфортно и с высокими шансами на успех.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая СтатьяРазвитие образования в Германии
Следующая СтатьяОсобенности технических университетов Германии