Нужна ли профориентация школьникам

Нужна ли профориентация школьникам

Многие люди до сих пор считают профориентацию чем-то неважным и необязательным, если не сказать, блажью. «Призвание само тебя найдет», «главное — получить высшее образование, а там видно будет», «любая работа становится приятной, если за нее платят деньги» — эти и многие другие подобные высказывания можно услышать, едва речь зайдет о карьерном ориентировании.

Но люди, которые щедро сыплют штампами, забывают, что на дворе 21-й век, и это не просто цифры: никогда еще человечество не жило в условиях такого скоростного научно-технического прогресса; никогда еще реальность не менялась так быстро. Новая реальность требует нового подхода к выбору профессии.

Актуальность профориентации сегодня

На протяжении сотен лет наук и техника развивались довольно размеренно. Новые профессии появлялись редко, жизнь в целом менялась от поколения к поколению не очень сильно.

Родительские советы по выбору профессии в те времена были актуальны.

Но, как известно, наука и техника развиваются в геометрической прогрессии; это означает, что скорость появления новых открытий постоянно растет.

В конце 20-го — начале 21-го века наступил момент, когда опыт предыдущего поколения утратил актуальность.

Это значит, что любящие родители, опираясь на свой опыт профессиональной жизни, не могут дать актуальный совет по выбору специальности своим подрастающим детям. Мир изменился слишком сильно, и это произошло очень быстро:

  • появилось много новых профессий;
  • смешались разные дисциплины, и появились новые направления;
  • некоторые профессии стали неактуальными и исчезли;
  • изменилась ситуация на рынке труда;
  • ценными стали качества, которые не были важны раньше;
  • появились предпосылки возникновения профессий, которые будут актуальны через 10–20 лет.

В результате люди испытывают растерянность.

Особенно сильно она проявляется у подростков: впереди окончание школы и выбор будущего профессионального пути, а у них нет четкого видения ситуации, и нет рядом взрослых, которые могут дать актуальный совет и разделить ответственность за принятые решения.

В этой ситуации карьерное ориентирование — буквально спасение.

Цели и задачи профориентации школьников в зависимости от возраста

Самая главная задача карьерного ориентирования — помощь школьникам в выборе профессиональной деятельности с учетом текущей ситуации и перспектив ближайшего будущего рынка труда.

Профориентация подростков учитывает также индивидуальные черты:

  • способности;
  • склонности;
  • умения;
  • уровень знаний;
  • предпочтительный характер деятельности;
  • темперамент.

Важная задача, которую решает карьерное ориентирование — формирование положительного образа работы в восприятии школьников.

Важно!

Не секрет, что современная массовая культура не способствует развитию у подростков стремления много трудиться. Пропагандируются иные ценности: хайп, беззаботная жизнь, дауншифтинг.

В этом смысле ситуация в странах Западной Европы еще более тревожная, чем в России, поскольку из-за высокой степени социальной защищенности большинство людей там могут жить, не работая, а только получая пособие.

В России сейчас такая ситуация вряд ли возможна, но молодежь зачастую воспринимает необходимость трудиться в негативном ключе.

Немаловажен тот факт, что негатив вызван, в основном, низкими зарплатами в большинстве регионов России. Подростки видят, как, выполняя тяжелый труд, взрослые получают зарплату, не позволяющую им жить так, как хотелось бы, и теряют энтузиазм.

Помочь преодолеть апатию может информация о том, как получить образование, которое позволит существенно повысить уровень жизни.

Это образование в немецких вузах.

Важный момент: высшее образование в Германии бесплатно для местных студентов и иностранцев, а значит, даже школьники из семей со скромными доходами могут планировать для себя поступление в немецкий вуз.

Вузы Германии принимают без ЕГЭ; учеба в них славится высоким качеством, а образовательный процесс имеет ряд интересных особенностей:

  • академическую свободу;
  • международные стажировки;
  • возможность учиться одновременно на нескольких направлениях и получить несколько дипломов;
  • дуальное обучение, в ходе которого студент не только учится, но и одновременно работает по специальности, получая зарплату, а по окончании вуза уже является опытным специалистом.

Несомненно, учеба в немецком вузе может стать интереснейшим опытом; сама перспектива поездки в развитую европейскую страну служит великолепным мотиватором для получения высшего образования, но еще важнее то, что после окончания немецкого вуза выпускнику доступно трудоустройство в европейских странах, а это уже совсем другой уровень доходов и уровень жизни.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

К задачам карьерного ориентирования относятся также:

  • поддержка школьников;
  • взаимодействие с районными и городскими учреждениями профессионального образования;
  • определение склонностей и особенностей подростков;
  • информирование о текущей ситуации на рынке труда, новых и перспективных направлениях.

Как яблоня не может вырасти из семечка за пару дней, так и будущие трудовые кадры формируются с самого раннего возраста.

Младшие школьники

При работе с учениками младшей школы (1–4 класс) основной целью является формирование позитивного отношения к труду, развитие интереса к обучению, в том числе, к школьной учебе, которая для детей этого возраста и является посильным трудом. Удовлетворенность человека от собственной жизни зависит от его установок: люди, которые воспринимают труд как творчество, радость и способ самореализации чувствуют себя гораздо более счастливыми, чем те, кто работает только ради хлеба насущного.

Школьники средних классов

Работа с учащимися 5–7-х классов заключается в расширении кругозора детей в области существующих профессий. В этом возрасте дети уже довольно серьезно задумываются о будущее карьере, и получение адекватной информации дает им пищу для размышлений.

Учащиеся 8–9-х классов

Важный этап для школьников — учеба в 8–9-х классах. После окончания 9-го класса учащиеся могут покинуть школу и поступить в среднее профессиональное учебное заведение, поэтому окончание 9-го класса можно считать переломным моментом в жизни школьников. Некоторые из них на этот момент уже выберут профессию, другие примут решение продолжать учебу в школе. В такой ситуации им особенно необходима поддержка. В это время очень уместно будет получить индивидуальную консультацию.

Профориентация старшеклассников

Дети, оставшиеся в школе, должны определиться с профессией и выбрать вуз. В этом непростом деле им должна помочь консультация специалиста.

Советуем изучить: Профориентация

Направления работы в карьерном ориентировании школьников

В соответствии с современным определением, профориентация включает четыре направления:

  • Информирование о текущей ситуации на рынке труда, актуальности профессий, появлении новых направлении и их перспективах, об их требованиях, а также возможностях и способах обучения и получения необходимой квалификации.
  • Диагностика интересов и способностей человека при помощи специальных тестов и консультирование на основании полученных результатов. Помощь в профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей человека и его соответствия требованиям той или иной специальности.
  • Профессиональный отбор или заключение о пригодности человека к выбранной специальности.
  • Профессиональная адаптация, которая помогает человеку адаптироваться к профессии.

Этапы профориентации

Карьерное ориентирование школьников включает три этапа:

  1. Пассивный поисковый период, который продолжается с 1-го по 7-й классы. В это время формируется интерес к труду, накапливается информация о различных профессиях, о собственных предпочтениях и способностях.
  2. Активный поисковый период включается в 8–9-х классах, во время учебы в которых ученик должен определиться, будет ли он продолжать обучение в школе или выберет область деятельности, не требующую получения высшего образования и отправится в ссуз.
  3. Этап профессионального определения приходится на старшие классы. В это время дети выбирают будущее дело жизни.

Как выбрать профессию, чтобы не пожалеть и не потратить годы жизни впустую

Необходимо разбить сложную комплексную задачу выбора профессии на несколько более простых шагов.

Проанализируйте свои желания

Каждый человек испытывает симпатии к тому или иному виду деятельности. И, выбирая профессию, необходимо отталкиваться именно от собственных предпочтений, поскольку работа занимает большую часть нашей жизни, и, если специальность не вызывает энтузиазма, жизнь может превратиться в ад. Важно понимать, где — личные предпочтения, а где — влияние моды, мнения друзей, родителей, учителей и других авторитетов.

Учтите свои возможности

Популярная точка зрения о том, что любой человек при должном усердии может добиться чего угодно, очень привлекательна, но не совсем соответствует действительности.

Каждый человек рождается с определенным набором качеств, своими достоинствами и недостатками. Как не каждый может стать прима-балериной в Большом театре, так не каждый и сможет, к примеру, разрабатывать программное обеспечение или лечить людей.

Развивать свои слабые стороны — дело, достойное уважение. Но потратить массу сил, чтобы сравняться с кем-то, кому эти достижения даются без особого труда, от природы — это нерациональная трата собственного времени и усердия.

Гораздо продуктивнее определить направления, в которых вы сильны, и которые даются без чрезмерного напряжения, и развивать именно их, а также рассматривать профессии, которые требуют этих качеств.

Изучите современные профессии

Все профессии можно разделить на группы по актуальности:

  • устаревшие, которые вот-вот исчезнут;
  • актуальные на данный момент, но с сомнительным будущим;
  • актуальные сегодня и в ближайшие 20 лет;
  • новые, но перспективные;
  • новые, но с сомнительными перспективами.

Также профессии делятся на востребованные и невостребованные.

Но это не все.

Профессия может быть чрезвычайно востребованной (например, юрист), но рынок труда может быть заполнен специалистами и, чтобы пробиться, нужно будет чем-то выделяться. Для молодого специалиста это может быть, к примеру, престижный диплом.

С другой стороны, новая профессия может быть невостребованной, конкурс при поступлении маленький, но через 5 лет на нее повысится спрос, а специалистов будет еще очень мало, поэтому они будут легко находить работу и много зарабатывать.

Как же разобраться во всех этих нюансах, все учесть и ничего не упустить? Вам в помощь — профориентация.

Проанализируйте ситуацию в области обучения

Недостаточно выбрать профессию: необходимо определиться с вузом.

Вуз не только должен давать актуальные знания и гарантировать высокое качество образования, но и быть доступным. К сожалению, часто престижные вузы требуют заоблачные баллы по ЕГЭ при поступлении на бюджет либо устанавливают высокую плату за обучение. Учитывая, что самые престижные вузы России находятся в столицах, где расходы на жизнь очень высокие, такое обучение по карману не каждому.

Подумайте о преимуществах бесплатного обучения в вузах Германии, которые предлагают широкий выбор программ обучения, в том числе, по новым перспективным специальностям.

Специалисты помогут вам выбрать вуз и программу обучения.

Делайте выбор

Основная ошибка — выбирать, не просчитав всех важных факторов и не получив консультацию специалиста. Пройдите профориентацию, чтобы сэкономить время и деньги.

Выбор профессии — одно из самых важных дел в жизни. Делать его приходится в юном возрасте, не имея достаточных знаний и опыта. Одним из самых существенных вложений в собственное благополучие, успешную карьеру и обеспеченную счастливую жизнь станет получение образования в Германии. Специалисты подстрахуют вас на всех этапах: от выбора направления до поступления в вуз.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая СтатьяПовелители электричества: инженеры-энергетики
Следующая СтатьяУчеба в Германии: где, как, и сколько это стоит