Методы обучения языку

Методы обучения языку

Невозможно представить себе современного образованного человека, не владеющего иностранными языками. Английский давно уже стал обязательным к изучению, и незнание этого языка выдает низкий уровень образования. Чтобы выделиться на общем фоне, желательно изучить не только английский, но еще хотя бы один иностранный язык дополнительно.

Интересный факт!

По статистике, специалисты, которые указывают в резюме знание иностранных языков, могут рассчитывать на более высокий уровень заработной платы даже в том случае, если работа не связана с зарубежными командировками и не подразумевает общения на иностранном языке.

О том, какой иностранный лучше выбрать в качестве дополнительного и чем нужно руководствоваться при выборе, речь пойдет позже. Сейчас же рассмотрим, почему некоторые люди изучают языки быстро и с удовольствием, а другие мучаются и не могут достигнуть легкости в использовании иностранного. Может быть, есть какой-то секрет?

Безусловно, определенную роль играют природные способности человека; кому-то изучение языков дается легче, кому-то — сложнее, однако в любом случае специалисты уверяют, что людей, полностью не способных к изучению иностранных языков, очень мало. Большинство людей освоить иностранный язык и пользоваться им вполне в состоянии.

Какие методы обучения иностранным языкам существуют

Как утверждают специалисты, в изучении иностранного языка основополагающую роль играет метод обучения, который используется преподавателем или самим учащимся. От того, какой метод обучения выбран, зависит, насколько быстро и с какими эмоциями студент будет изучать иностранный язык.

Как известно, цели изучения языка подразделяются на общеобразовательные, воспитательные, развивающие и практические.

Наиболее эффективным является комплексный подход к их реализации; в этом случае достигаются все составляющие практического владения иностранным языком — лингвистическая, стратегическая, социлингвистическая, культурная, дискурсивная и социальная компетенции.

Под практическим владением иностранным языком подразумевается владение иностранной речью в определенном объеме, способность выражать свои мысли и понимать речь других людей в устной и письменной форме, развитие речевых умений по всем видам речевой деятельности и как результат — способность общаться на иностранном языке в единстве всех его функций.

Чтобы достичь поставленных целей, в обучении иностранному языку используются различные подходы и методы.

Подходом называют общую исходную позицию; именно она является главной идеей, которая влияет на использование метода.

Метод — это тот путь, который через систему целенаправленных действий преподавателя и студента позволяет достичь поставленной цели в рамках выбранного подхода. Метод состоит из отдельных шагов (приемов) — элементарных методических поступков, которые направлены на решение поставленных задач.

Методы обучения иностранному языку имеют несколько классификаций. Основная классификация подразделяет их на общие и частные.

Общие методы применимы при обучении любому иностранному языку. Частные методы учитывают особенности каждого конкретного языка, поэтому обучение разным иностранным языкам может довольно сильно отличаться.

Другая классификация подразделяет методы обучения иностранным языкам на виды в зависимости от их направления, содержания и подхода.

Преимущества и недостатки различных методов обучения языку

На сегодняшний день наработано огромное количество методов обучения иностранным языкам; каждый из них имеет свои особенности. Некоторые уже признаются устаревшими и малоэффективными, другие — более перспективными. Постоянно появляются новые методики, но зачастую они основываются на старых наработках.

Идеальной, единственно правильной для всех методики не существует, и обычно преподаватель компилирует свой собственный метод обучения языку, используя различные приемы.

Поскольку методов обучения иностранному языку существует великое множество, мы не будем рассматривать каждый из них подробно, а остановимся лишь на основных, наиболее распространенных подходах.

Аудиолингвальный подход

Люди среднего возраста хорошо помнят лингафонные кабинеты, которые были оборудованы в школах. В 80-е годы прошлого века аудиолингвальный подход считался передовым. Он основывался на идее, что язык можно рассматривать как набор речевых шаблонов, и достаточно выучить их путем многократного повторения, чтобы свободно владеть иностранной речью. В рамках методов аудиолингвального подхода учащиеся в большом количестве слушали тексты, а затем повторяли типовые предложения и словосочетания.

Позже этот метод обучения языку был раскритикован за его бездумную зубрежку. Современные лингвисты считают, что язык состоит не только из шаблонов. Это широко вариативная система, поэтому человеку необходимо уметь строить фразы самостоятельно, понимать устойчивые выражения, игру слов и даже намеренное искажение языка, чтобы свободно им владеть. Сегодня методики аудиолингвального подхода в чистом виде практически не используются, хотя могут применяться их отдельные элементы.

Грамматико-переводной подход

Зародился еще в XVI веке. В то время появились школы, а в университетах стали изучать уже на тот момент мертвые древнегреческий язык и латынь. В условиях преподавания языка в большой группе выработался грамматико-переводной подход. Методики, относящиеся к этому подходу, продолжают использоваться и сегодня. Особенно широко они применяются в общеобразовательных школах.

Суть грамматико-переводного метода заключается в том, что учащихся нагружают переводами текстов с родного языка на иностранный и с иностранного на родной.

В первую очередь студенты изучают грамматику, а практика нарабатывается путем многократных объемных переводов. Проблема в том, что тексты, которые переводят ученики, обычно выбираются, исходя из необходимости отработать ту или иную грамматическую тему, но совершенно не учитывают интересы учащихся.

В XVI, XVII и даже XIX веке такой подход был нормален, но сейчас общепризнанным является факт, что эмоциональная составляющая учебы играет огромную роль в повышении ее эффективности. Современные методы обучения иностранному языку обязательно учитывают этот фактор, и учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы обеспечить активную роль учащегося и его постоянную заинтересованность в обучении.

Также грамматико-переводной метод не позволяет освоить язык в его живой форме.

Применение грамматико-переводного метода, который широко практикуется при обучении в общеобразовательных школах, приводит к тому, что учащиеся, несмотря на то что изучают язык годами, к окончанию школы обычно знают его весьма посредственно, если только не занимаются где-либо дополнительно. Многие вообще начинают ненавидеть сам процесс изучения иностранных языков.

Метод полного погружения

Этот метод относится к естественному подходу, то есть, иностранный язык изучается так же, как ребенок осваивает родной язык.

Попадая в языковую среду и общаясь только на изучаемом языке, человек постепенно встраивается и осваивает его. Метод полного погружения имеет много плюсов: изучается живой вариант языка, и пользуются им более свободно. Однако всем известны случаи, когда человек уехал за границу, но за годы жизни там так и не сумел выучить язык на уровне носителя.

Обучение иностранному языку — это все-таки процесс комплексный, он требует не только речевой практики, но и изучения теории, правил грамматики, а также работы с наставником.

Впрочем, в чистом виде метод полного погружения сейчас не используется, но некоторые современные методики используют создание языковой среды для более эффективного обучения языку.

Также можно отметить несколько интересных, но не использующихся широко методов. Например, метод физического реагирования, который основан на идее, что ученик должен сначала очень долго молча слушать иностранный язык, а затем начинать разговаривать. Общение начинается с глаголов; речь сопровождается кинестетикой и различными физическими действиями, чтобы задействовать мышечную память.

Этот метод сейчас в чистом виде не используется, хотя некоторые его элементы задействованы в коммуникативном подходе.

Самообучение является дополняющим методом. Сегодня у любого желающего выучить иностранный язык есть доступ к огромному количеству учебных материалов; не только учебников, но и различных приложений, программ, интерактивных сайтов, которые позволяют выполнять различные задания, получать оценку и постепенно изучать иностранный язык. Выглядит это все неплохо, но любой, кто пробовал так выучить иностранный язык с нуля, понимает, что добиться существенных успехов только самообучением невозможно. Любой иностранный язык — это слишком сложная система, чтобы ее можно было изучить только посредством применения таких методов. Обязательно требуется продуманная методика и участие преподавателя, а самообучение — это дополнительные занятия, которые позволяют сделать процесс обучения более интересным и разнообразным.

Современные методы обучения иностранным языкам

Наиболее соответствующими современному ритму жизни являются методы, которые относятся к коммуникативному подходу:

  • лексический;
  • метод обучения на основе задач;
  • коммуникативный.

Лексический метод был разработан около 30 лет назад. Он относится к коммуникативному подходу, но акцент делается на изучении лексики. Слова очень часто используются в виде устойчивых словосочетаний и выражений, поэтому на занятиях студенты учатся распознавать и затем использовать наиболее частотные словосочетания. За счет этого в короткие промежутки времени лексический запас существенно расширяется, а речь становится более разнообразной.

Недостатком такого метода является слабое изучение грамматики.

Метод обучения языку на основе задач возник одновременно с лексическим методом, и он также относится к коммуникативному подходу. Ученики получают задание, в процессе выполнения его осваивают лексические и грамматические знания, которые позволят им его выполнить. Метод подразумевает активную роль учащегося, в связи с чем они легче и надежнее запоминают материал. Поскольку в рамках метода используются групповые проекты, учеба становится более увлекательной; включается элемент игры и соревнования.

Коммуникативный метод сегодня считается передовым и очень эффективным при обучении языкам. Иногда превратно понимают суть метода как просмотр фильмов и участие в играх на иностранном языке и небольших диалогах, поэтому представляется, что учить язык по коммуникативной методике очень просто, и напрягаться совсем не нужно.

Доля правды в этом есть, поскольку коммуникативный метод позволяет изучать иностранные языки более быстро и с интересом. Но хотя студенты не зубрят грамматику и не переводят огромные тексты, трудиться им все равно приходится немало.

Суть метода в том, чтобы имитировать жизненные ситуации и задействовать активную коммуникацию.

Коммуникативная методика является базой подавляющего большинства курсов известных западных издательств (Oxford University Press, Cambridge University Press, Macmillan) и определяет формат международных экзаменов английского языка, например, IELTS и TOEFL.

Какой метод обучения языку выбрать

Как уже было отмечено, идеального метода изучения иностранного не существует. Обычно преподаватели сочетают элементы разных методик и используют свой собственный уникальный подход. Имеет значение и личность преподавателя, поскольку зачастую учащиеся ассоциируют ее с изучаемым предметом. Особенно сильно это выражено у детей, поэтому преподаватель должен вызывать симпатию.

Таким образом, следует больше внимания уделять выбору школы и преподавателя.

Также следует учитывать и цели, с которыми изучается иностранный язык.

К примеру, язык можно изучать для зарубежных поездок или для чтения литературы на иностранном языке, но бывают цели и более серьезные, например, устроиться на работу за границей или отправиться учиться за рубежом.

Германия сегодня является, вероятно, лучшим в мире местом для получения высшего образования. Качество обучения в немецких вузах, по данным международных рейтингов, находится практически на одном уровне с образованием в колледжах США и Великобритании, которые являются в мире эталонами. В отличие от этих стран, учеба в немецких вузах бесплатна для всех студентов, независимо от страны, из которой они прибыли.

Популярность немецкого высшего образования подтверждается не только международными рейтингами, но и средним количеством студентов-иностранцев в вузах Германии: сегодня их порядка 16 %. Это, пожалуй, лучшее подтверждение того факта, что Германия очень привлекательна для получения высшего образования.

Наши абитуриенты тоже могут поступить в Германии и учиться в университете бесплатно. Существует несколько вариантов поступления:

В отличие от стран СНГ, где поступление в вузы осуществляется на основе конкурса баллов ЕГЭ, в Германии поступить намного проще. Зачисление осуществляется на основе среднего балла аттестата, который можно посчитать, используя Баварскую формулу.

Средний балл аттестата гораздо более объективно отражает уровень знаний выпускника, чем один экзамен. В Германии используется шестибалльная система оценки; наивысшая оценка — единица. На наиболее популярные направления можно поступить со средним баллом аттестата примерно до 1,4, но даже имея средний балл 3–4, можно рассчитывать на поступление в хороший вуз на востребованное направление.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Обучение в немецком вузе имеет очень много плюсов:

  • комфортная обстановка во время учебы;
  • разнообразие программ обучения;
  • возможность получить диплом европейского вуза;
  • возможность устроиться на работу в Германии.

Важно!

Сегодня в Германии на многих направлениях существует дефицит кадров с высшим образованием, поэтому и устроиться на работу с дипломом будет вполне реально.

С чего начать путь к европейскому высшему образованию? С карьерного планирования! Оно поможет вам выбрать подходящую профессию и программу обучения. Не забывайте, что в Германии рынок труда другой, названия программ обучения в вузах отличаются, поэтому без помощи специалиста вы можете пропустить что-то интересное.

Также ознакомьтесь с этапами поступления в немецкие вузы:

  1. Планирование поступления в немецкий вуз
  2. Подготовка к поступлению в немецкий вуз
  3. Поступление в вуз в Германии
  4. Зачисление в вуз в Германии

Учиться в немецких вузах можно на немецком или английском языке. Язык обучения необходимо освоить на уровне от С1 и сдать международный экзамен, вид которого нужно уточнить непосредственно в выбранном вузе.

Оптимальный вариант изучения иностранного языка, особенно для тех, кто собирается затем поступать на учебу или работать в Германии — учеба в немецких языковых школах. Они организуют обучение как в небольших группах, так и индивидуально, предоставляют большой выбор курсов для разных начальных уровней и разных целей подготовки. В том числе, есть специальные курсы для поступающих.

Секрет успеха языковых школ базируется на следующих моментах:

  • использование высокоэффективных интенсивных коммуникативных методик;
  • большая интенсивность нагрузки;
  • обучение в небольших группах и индивидуально;
  • работа опытных преподавателей;
  • сочетание изучения теории в классе с полным погружением в языковую среду.

Многие школы имеют свои резиденции, где могут проживать учащиеся, что позволяет экономить средства. Также они организуют досуг учащихся, насыщая его культурными мероприятиями, такими как посещение выставок, кинотеатров, участие в соревнованиях, праздниках, ярмарках. Культурный досуг позволяет, с одной стороны, погрузить учащихся в языковую среду для более эффективного освоения языковых норм, а с другой — обеспечить яркие впечатления. Особенно хорош этот вариант для подростков, которые не всегда горят желанием учиться. Обучение в таком формате обязательно оставит у них самое благоприятное впечатление и, скорее всего, обеспечит мотивацию учиться в Германии дальше.

Важно!

Стоимость обучения в немецких языковых школах, как минимум, на 20 % ниже, чем в других европейских странах.

Изучать иностранные языки можно по-разному, но если вы хотите освоить язык быстро и качественно, выбирайте немецкие языковые школы. Учеба в них строится на основе коммуникативных методик с погружением языковую среду и позволяет эффективно освоить язык. Наши консультанты ответят на все ваши вопросы и помогут вам выбрать языковую школу, забронировать в ней место, а также подобрать программу обучения в немецком вузе, собрать и отправить пакет документов в приемную комиссию. Записывайтесь на консультации и участвуйте в наших комплексных программах успешного поступления.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая СтатьяПроцесс обучения немецкому языку
Следующая СтатьяКурсы немецкого языка