Методики обучения иностранным языкам
Изучение иностранного языка — важная задача для современного человека. Знание иностранных языков пригодится при получении высшего образования, устройстве на работу, независимо от того, планируется ли работа за рубежом, повысит ценность специалиста, станет дополнительным плюсом для резюме, а также пригодится в быту, например, во время поездок за рубеж и при совершении покупок в иностранных интернет-магазинах.
Изучению иностранных языков уделяется достаточно большое внимание. База знаний закладывается еще во время школьного обучения; начиная со второго класса школьники изучают английский язык, затем в некоторых случаях добавляется второй и даже третий иностранный.
Условия обучения иностранным языкам в школе (если это не профильный лицей) не всегда оптимальны: как правило, занятия проводятся в большой группе, что уже само по себе снижает их эффективность, зачастую используются устаревшие методики преподавания, и в результате дети теряют интерес к изучению языка, а также уверенность в собственных силах.
Как и зачем появляются методики обучения иностранным языкам
Стремление изучать иностранные языки проявлялось у людей еще в древности. В те времена, в частности, до возникновения централизованных школ, языки учили методом подражания. Как правило, обучение было индивидуальным и выстраивалось по разумению учителя.
Впоследствии началась разработка специальных методик, предназначенных для повышения эффективности обучения иностранным языкам.
Важно!
Методика обучения иностранному языку — это система знаний о закономерностях, характерных для процесса обучения неродному языку, а также о том, каким образом можно оптимизировать этот процесс.
В статье рассмотрим основные известные методики обучения иностранным языкам; охватить все существующие методики в ее рамках не представляется возможным.
Какие существуют методики обучения иностранным языкам
Основная классификация подразделяет методики обучения иностранному языку на две группы: общие и частные. Также существуют классификации, подразделяющие методики по другим признакам:
- структурным особенностям;
- реализации тех или иных функций языковыми методами;
- степени интерактивности;
- и другим.
Важно!
К особой группе относятся методики, являющиеся объектами авторского права.
Общая методика рассматривает закономерности процесса обучения любому иностранному языку — принципы отбора учебных материалов, соотношение письменной и устной речи на различных этапах и прочие общие для изучения всех иностранных языков правила.
При изучении конкретного иностранного языка общих закономерностей становится недостаточно, потому что каждый язык имеет свои специфические особенности, в связи с этим разрабатываются частные методики.
Общая и частная методики взаимосвязаны: обогащение общих методик происходит на основе опыта применения частных методик, в свою очередь, закономерности, характерные для общей методики, находят отражение в частных.
Любая методика обучения иностранному языку является системой направленных действий со стороны как учителя, так и учащихся; она включает в себя элементарные методические действия, направленные на решение тех или иных задач на каждом этапе обучения, которые называется приемами.
Для каждой методики характерны свои приемы.
Важно!
Абсолютно правильных и эффективные для любых условий обучения методик в природе не существует. В каждом конкретном случае необходима комбинация различных принципов и элементов из разных методик.
Разработка методик обучения иностранным языкам базируется на основе целого ряда наук — педагогики, психологии, философии, психолингвистики, лингвистики, теории коммуникации и других.
Методика обучения иностранному языку всегда учитывает мотивацию учащегося, а также цель, которую преследует учебный процесс:
- овладение речью;
- развитие речевых умений;
- формирование навыка понимания речи других людей и выражения в устной и письменной форме своих мыслей;
- обучение общению на иностранном языке и др.
Таким образом, главной компетенцией при изучении иностранного языка является коммуникативная; с ней связаны развивающие цели и формирование междисциплинарных навыков и умений.
Важно!
Мотивация студента — это важнейшее условие для эффективного освоения иностранного языка, поэтому самые продуктивные методики сегодня используют технологии, которые вызывают эмоциональный отклик у учащихся, например, интерактивные, игровые и пр.
На данный момент существует огромное количество различных методик обучения иностранному языку.
Натуральный метод
Натуральный метод считается одним из самых старых. Идея состоит в том, чтобы учить иностранный так же, как ребенок в естественной ситуации усваивает родной язык. Основа натурального метода — подражание образцам, многократное повторение и воспроизведение нового материала.
Натуральный и естественный метод, прежде всего, обучают разговорным навыкам и чтению простых текстов.
До тех пор, пока обучение иностранным языкам практиковалось только в определенных социальных слоях и осуществлялось в индивидуальном порядке, методика считалась эффективной. С возникновением школ и появлением в них иностранного языка в качестве общеобразовательного предмета метод стал неэффективен и был заменен грамматико-переводным методом.
Грамматико-переводной метод
Эта методика рассматривает владение грамматикой и словарем как основу знания языка, поэтому в ее рамках преподаватель строит процесс обучения вокруг грамматических схем, под которые уже подбираются тексты.
В процессе обучения учащиеся занимаются переводами с иностранного на родной, а затем наоборот. Тексты в рамках данной методики носят искусственный характер; не предусматривается подбор тем, которые интересны учащимся.
Достоинством метода является сильное знание грамматики; особенно он хорош для учащихся с развитым логическим мышлением, поскольку рассматривает обучение языку как системе. Много внимания уделяется разбору текстов, говорению, аудированию, чтению и письму.
Прямой метод обучения
Методика возникла на базе натурального метода
Ее основная цель — обучение практическому владению иностранным языком. В начале обучения язык изучают, в основном, в его устной форме.
Изучение грамматики ограничивается только той ее частью, которая соответствует современным нормам. Предлагается использование наблюдения за языковым материалом (индукция) и последующее выведение учащимися правил, которые приводятся в систему.
Методика обращается к живому разговорному языку и позволяет эффективно овладевать звуковой стороной речи. Из прямого метода обучения «выросла» аудиовизуальная методика.
Неопрямые методики обучения иностранному языку
Это группа методик ставит перед собой цель научить свободному владению иностранным языком, то есть, развивает все четыре основных навыка: говорение, аудирование, чтение, письмо на уровне носителя языка.
Методики определяют срок для достижения целей от 2,5 до 6,5 лет.
Интересной особенностью является отказ от изучения литературных произведений в начале обучения. Считается, что основной объект изучения — это живой разговорный язык; именно он служит основой не только речи, но и чтения.
Тексты используются обязательно интересные, соответствующие возрасту учащихся и содержащие только известные и понятные учащимся сюжеты. Предпочтительны сюжетные, а не описательные тексты.
Аудиолингвальный (аудиолингвистический) метод
Эта методика обучения иностранному языку трактует язык как поведение, которому можно обучить. Конечной целью является грамотная устная речь.
Недостатком аудиолингвальной методики является пассивность учащихся.
Аудиовизуальный метод
Это очень интенсивная методика обучения иностранным языкам. Для учащихся создается искусственная среда, в которой учебный материал воспринимается в начале только на слух с раскрытием его значения при помощи зрительной наглядности (используются наработки «армейского» метода).
Продолжительность курса обучения составляет примерно 4 месяца; занятия проводятся ежедневно по 4 часа кроме двух выходных дней в неделю. В итоге курс занимает 250–300 часов.
Аудиовизуальный метод широко распространен; он применяется на сегодня во многих учебных заведениях.
Сознательно-сопоставительный метод
Наиболее распространен в России. Практические цели обучения — чтение, умение понимать тексты и устную речь на слух, а также говорение и письмо на иностранном языке.
Коммуникативный метод
Одной из наиболее популярных методик изучения иностранных языков сегодня считается коммуникативная.
По мнению многих специалистов, это наиболее эффективный и прогрессивный метод обучения. Он возник Великобритании в 60–70-е годы прошлого века.
Основа коммуникативной методики обучения иностранному языку — имитация ситуаций реальной жизни. Попадая в такую ситуацию, учащиеся вынуждены активно говорить, поэтому темы подбираются таким образом, чтобы быть связанными с волнующими студентов проблемами.
Поскольку эффективность освоения иностранного языка зависит от активности учащихся, очень важно, какие темы преподаватель выберет для обсуждения.
Популярные современные методики обучения иностранному языку
Темп жизни современного человека оказывает влияние на все виды его деятельности.
Сегодня мы озабочены тем, чтобы оптимизировать затрачиваемое на различные виды деятельности количество времени. Не исключение в этом плане и учеба.
Современной тенденцией является применение обучающих методик, которые позволяют осваивать материал в кратчайшие сроки. Вот почему интенсивные методики обучения иностранным языкам сегодня наиболее популярны.
Изучение иностранного языка — это всегда трудоемкий процесс, поэтому так важно сделать его как можно более продуктивным.
Представим себе человека, который изучает иностранный язык:
- школьник, которому необходимо совмещать деятельность по изучению языка с освоением других предметов и подготовкой к поступлению в вуз;
- абитуриент, который готовится поступать зарубежный университет;
- специалист, которому иностранный язык требуется для работы;
- человек, планирующий эмиграцию и занятый огромным количеством дел по ее подготовке.
Любой из этих учащихся испытывает желание изучить язык как можно быстрее. Более того, психология человека такова, что чем быстрее мы добиваемся промежуточных результатов, тем больше мотивация двигаться дальше.
Интенсивные методики используют наработки других методик, к примеру, коммуникативного метода, методики полного погружения и пр.
Что нужно помнить при выборе метода обучения иностранному языку
Выбирая оптимальную методику обучения иностранному языку, прежде всего, нужно учитывать цель, с которой вы этот язык изучаете. К примеру, знание английского или немецкого языка необходимо тем, кто хочет учиться в немецких вузах.
На сегодняшний день получение высшего образования в Германии — это популярный среди молодежи всего мира тренд. Не исключение и абитуриенты из СНГ.
Вузы Германии предоставляют уникальную возможность получить высшее образование бесплатно на английском или немецком языке. Уровень знания языка требуются, в основном, от С1.
Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах
Важно!
Для студентов из СНГ особо важно, что в немецких вузах не требуются результаты ЕГЭ. Зачисление происходит на основе конкурсного отбора, в котором участвует в средний балл аттестата. Вы можете обратиться к нашим специалистам, чтобы посчитать свой средний балл аттестата и определить, в какие вузы вам можно подавать документы.
Также обязательно свяжитесь с нашими специалистами, чтобы пройти процедуру карьерного планирования. Это позволит вам сэкономить время и выбрать те специальности, которые сегодня перспективны, востребованы и хорошо оплачиваются.
Важно!
Наши специалисты ориентируются на особенности немецкого рынка труда.
Важная часть подготовки к поступлению в немецкий университет — сдача языкового экзамена и получение международного сертификата. Для этого требуется определенная подготовка; нужно не только знать язык на требуемом уровне, но и суметь сдать тест, который имеет свою специфику.
Наиболее эффективный путь для достижения этих целей — обучение в языковой школе, и мы рекомендуем вам обратить внимание именно на немецкие языковые школы.
Основные плюсы немецких языковых школ:
- широкий выбор учебных заведений;
- большой выбор различных курсов обучения, например, есть курс делового английского, стандартный курс, интенсивный курс, детский курс, курс для подготовки к сдаче международного экзамена, индивидуальный курс и другие;
- самая выгодная стоимость обучения (к примеру, в Германии стоимость обучения вместе с проживанием, как минимум, в полтора раза меньше, чем стоимость аналогичных услуг в языковых школах Великобритании и США).
Залог успеха учебы в немецких языковых школах — сочетание нескольких важных факторов:
- использование современных интенсивных методик обучения иностранным языкам;
- большое количество учебных часов в неделю;
- опытные преподаватели высокой квалификации;
- дополнение учебного курса культурными мероприятиями, которые побуждают учащихся использовать изучаемый язык в неформальной обстановке.
Важно!
Оказавшись в языковой школе за рубежом, учащиеся не имеют возможности пользоваться родным языком, поэтому прогресс в освоении иностранного ускоряется. Особенно эффективно учить в немецких языковых школах немецкий, поскольку есть возможность интенсивно общаться с носителями языка и таким образом избавляться от акцента, языкового барьера, узнавать характерные для носителей языка интонации, речевые обороты, устойчивые выражения, шутки и прочие элементы живой речи.
Советуем изучить: Бронирование мест в языковых школах
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость владеть распространенными в мире иностранными языками, такими как английский и немецкий. Время диктует свои стандарты: современные методики обучения иностранным языкам должны быть, прежде всего, интенсивными и обеспечивать быстрый качественный результат. Оптимальным способом изучения иностранного языка является учеба в языковой школе. Немецкие языковые школы сочетают высокое качество обучения с демократичными ценами, а также позволяют учащимся больше узнать о Германии и подготовиться к последующей учебе в немецком вузе. Выбрать языковую школу, забронировать в ней место, а также поступить в немецкий университет вам помогут наши консультанты.
Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!
Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом
Записаться!