Ключ к счастью

Ключ к счастью

Наверно, никогда еще за всю историю человечества не придавалось такое большое значение развитию индивидуальности человека, как это происходит сейчас.

Но, несмотря на то, что каждый человек — особенный, со своими взглядами на жизнь, поведением, мечтами, есть общие ценности, одинаково важные для любого индивида.

Одна из таких ценностей — счастье.

Все люди желают быть счастливыми, но далеко не каждый человек знает, как этого достичь. Зачастую настоящее счастье подменяется какими-то приобретениями, о которых мечтают, но, добившись, понимают, что они не имеют никакого отношения к счастью.

Основным условием обретения счастья является свобода.

У этого понятия есть не только буквальный смысл, но и более глубокий — внутренняя свобода. Только обретя внутреннюю свободу, человек может чувствовать всю полноту и осмысленность жизни и быть счастливым.

О том, что такое свобода, и как ее достичь, рассуждают немало. Существует множество музыкальных и литературных произведений о поисках свободы. Но психология, изучив этот феномен, уже выдала нам решение: механизмом обретения внутренней свободы является самоопределение.

Что такое самоопределение личности

Итак, без самоопределения невозможно обрести внутреннюю свободу, а без свободы не стать счастливым человеком. Что же такое это самоопределение?

Интересно!

Вопросами самоопределения в первой половине 20 в. много занимался советский ученый и философ Сергей Рубинштейн, получивший образование в Марбургском университете в Германии.

Самоопределением психологи называют процесс, а также результат выбора своего места в жизни. Этот выбор затрагивает не только позиционирование, но и цели, а также средства, через которые человек самоосуществляется.

Выбор человека в реальной жизни, как правило, имеет ограничения. Есть определенная стартовая позиция, и она не одинакова у разных людей.

Но у каждого человека есть выбор, как реагировать на ограничения.

Кто-то «складывает крылышки» и смиряется с тем, что его мечты сложно осуществить, а кто-то ищет пути и возможности для достижения целей.

Представим молодого человека, к примеру, из российской глубинки. Как и большинство людей, он мечтает иметь обеспеченную жизнь, любимую работу, возможность посмотреть мир, но вокруг он видит людей, которые ненавидят свою работу, и занимаются ею только потому, что у них нет других способов заработать на жизнь.

По окончании школы он может поступить только в местный вуз, на одну из специальностей, которые этот вуз предлагает. Он сталкивается с ограниченностью своего выбора, и может опустить руки, поскольку в столичных вузах, предлагающих эту специальность, очень высокий конкурс, который ему, скорее всего, не пройти, а платное обучение и жизнь в крупном городе не по карману его семье.

Но есть и другой вариант: не отказываться от своей мечты, достигнуть желаемого.

Высшее образование можно получить в Европе, и это будет бесплатно.

Такой вариант обучения возможен в немецких вузах.

Вузы Германии не требуют результатов ЕГЭ; в конкурсе участвуют оценки из аттестата, подготовительного колледжа или вуза, в котором абитуриент учился на родине.

Какие преимущества, помимо бесплатного обучения, есть у немецких вузов:

  • Академическая свобода в учебном процессе. Студенты сами формируют свое расписание из блоков, как из конструктора. Это позволяет научиться распределять свое время и силы, стать более самостоятельными и в то же время дает возможность так организовать свое время, чтобы успевать подрабатывать при необходимости.
  • Большой выбор специальностей, среди которых есть и редкие, и новые, которые будут востребованы к концу обучения.
  • Вузы, которые получают финансирование от государства, а потому хорошо оснащены, имеют собственные лаборатории, клиники, библиотеки, музеи, стадионы.
  • Стажировки в других странах и возможность посмотреть мир.
  • Упор на большое количество практики во время учебы, что позволяет вырастить специалистов, готовых влиться в рабочий процесс.
  • Наличие дуальной формы обучения по некоторым специальностям. Студенты дуального обучения совмещают учебу с работой в компании, поэтому к моменту окончания вуза они являются не только специалистами с опытом работы, но и, как правило, могут остаться в «вырастившей» их организации. Таким образом, они имеют более широкий выбор трудоустройства.
  • Жизнь в благополучном социальном государстве с высоким уровнем безопасности и хорошей экологией.
  • Возможность устроиться на работу в Германии.

Если отбросить стереотипы, оказывается, что выбор может быть намного шире, чем это казалось на первый взгляд.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Но у гипотетического молодого человека из глубинки может не хватить смелости действовать нестандартным образом, и дело тут не в трусости, а в предусмотрительности. Поступление в иностранный вуз связано с большим количеством различных хлопот, оформлением документов, и все они должны быть готовы к определенному сроку. Получается довольно сложная система, перед которой неподготовленный человек испытывает закономерную робость.

Но и здесь есть выбор: можно довериться специалистам, которые знают, как все сделать правильно и вовремя, и действовать с их помощью.

Важно!

Человек, который с юности предпочитает узнавать информацию и делать активный осмысленный выбор, формируется совсем не так, как тот, кто привык плыть по течению и подчиняться обстоятельствам. В приведенном примере молодой человек имеет мотивацию — желание освоить интересную и перспективную профессию, которая позволит ему работать с увлечением и улучшить свою жизнь. Столкнувшись с препятствиями, он может подчиниться им или искать другие пути достижения своих целей. Это и есть самоопределение, в процессе которого человек обретает внутреннюю свободу как понимание, что он сам управляет своей судьбой.

Получив этот опыт, он уже не сможет в будущем вяло плыть по течению, ведь он ощутил свободу и связанное с ней самоуважение, а значит, его жизнь будет более интересной, осмысленной и счастливой.

Виды самоопределения

Самоопределение изучают такие науки, как:

  • психология,
  • философия,
  • социология,
  • педагогика.

Каждая наука изучает те или иные аспекты этого феномена.

Выделяют несколько видов самоопределения человека. Основные виды самоопределения: личностное, жизненное и профессиональное.

Личностное самоопределение — это определение и реализация себя на основе критериев, выработанных обществом и принятых данной личностью (поиск и утверждение среди окружающих собственного «я»).

Жизненное самоопределение — это выбор социальных ролей, стиля жизни.

Профессиональное самоопределение личности — это осознанное построение профессиональных перспектив.

Также изучают следующие виды самоопределения:

  • Социальное самоопределение как принадлежность к той или иной группе.
  • Внутригрупповое самоопределение как осознание своей роли внутри социальной группы.
  • Семейное самоопределение как представление модели семьи и своей роли в ней.
  • Гражданское самоопределение как понимание позиции гражданина и его обязанностей.
  • Общественно-политическое самоопределение как приверженность тем или иным политическим взглядам.
  • Религиозное самоопределение как принадлежность к той или иной религии, толерантность к представителям других религий или отвержение религии.

Самоопределение в подростковом возрасте

Самоопределение — это, прежде всего, процесс. Он подвергается корректировкам в течение всей жизни человека. Но наиболее активно он протекает в подростковом возрасте.

Интересно!

Подросток — уже не ребенок, но и не взрослый. Чтобы стать взрослым, ему необходимо преодолеть ряд кризисов, связанных с пониманием своего места в мире.

Этапы самоопределения подростков

Самоопределение и обретение идентичности — основные задачи подросткового возраста. В процессе взросления подростки проходят несколько этапов:

  1. Предшествующие началу подросткового возраста кризисы и идентификации (частично осознаваемые процессы уподобления себя кому-либо), в процессе которых дети нарабатывают социальные роли. Чем больше ролей наработано, тем шире ценностный спектр человека, тем богаче и осмысленнее его жизнь.
  2. Размышления о смысле жизни и своем месте в мире и обществе.
  3. Мотивация, связанная с представлениями о будущем. Предыдущий этап наработки социальных ролей приводит к тому, что подросток может выбрать, с кем он хочет идентифицировать себя, в том числе, в профессиональном плане, и как он будет добиваться поставленных задач. Выбранная мотивация определяет его последующие поступки.
  4. Оценка своих способностей и возможностей, прогнозы на будущее.
  5. Выбор своей позиции.

Интересно!

Если вспомнить молодого человека из примера выше, можно заметить, что он проходил эти стадии:

  1. Идентифицировал себя с взрослыми людьми из ближнего окружения, «примерил» на себя их жизнь и сделал выбор не жить так, как они.
  2. Размышлял о том, какое будущее он видит для себя.
  3. Определился с планами на будущее.
  4. Оценил свои реальные возможности.
  5. Выбрал способ добиться поставленных целей и обрел внутреннюю свободу.

Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение — один из основополагающих процессов формирования личности.

Интересно!

Другой термин, обозначающий этот процесс — профориентация. Но психологи не очень любят его, поскольку он выглядит пассивным. Когда мы говорим о профессиональном самоопределении, очевидно, что человек занимается им самостоятельно, лично.

Этап профессионального самоопределения связан с реалиями жизни в обществе. В нашем обществе принято, что в возрасте 16–18 лет подросток оканчивает школу и начинает профессиональное обучение, а значит, он должен определиться с выбором профессии к этому сроку.

Интересно!

В Германии профессионально ориентированное обучение начинается уже в средних классах школы, в то же время, нормальной считается ситуация, когда выпускник школы несколько лет не поступает в вуз, перебиваясь подработками, а студентом вуза становится в более зрелом возрасте, сделав более осмысленный выбор профессии.

На профессиональное самоопределение влияют многие факторы:

  • Внутренняя готовность, которая включает в себя адекватную оценку своих способностей, достижений и личностных качеств, ответственность и мотивацию.
  • Информированность о профессиях, сферах деятельности, условиях труда, учебных заведениях и программах, а также отсутствие «розовых очков».
  • Сформированность ценностей при выборе профессии и вуза.

Важно понимать, что подросток не должен оставаться «один на один» с такой сложной проблемой, как профессиональное самоопределение и вовремя обратиться к специалисту по профориентации.

Самоопределение — один из самых важных процессов, который приводит к психологической зрелости человека, а также механизм обретения внутренней свободы, осмысленности жизни, самоуважения и, как результата — счастья. Одним из важнейших видов самоопределения личности является самоопределение профессиональное как выбор и построение профессиональных перспектив. Большое значение в профессиональном самоопределении имеет выбор вуза, который позволит реализовать свои профессиональные и карьерные планы. Вузы Германии имеют немало преимуществ, основные из которых — качественное бесплатное обучение, широкий выбор специальностей, возможность построить успешную карьеру в Европе. Обратитесь к специалистам за помощью в поступлении.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая СтатьяЧто такое TestAS, и для чего он нужен
Следующая СтатьяФантастическая профессия. Оператор беспилотных летательных аппаратов