Какие тенденции сегодня влияют на образование в Европе

Какие тенденции сегодня влияют на образование в Европе

Эксперты в области образования сходятся во мнении, что на сегодняшний день именно европейская система образования наиболее адекватно и полно соответствует требованиям современных реалий.

Как устроена система национального образования в Европе

Системы национального высшего образования расположенных в Европе стран в последние два десятка лет развиваются под влиянием трех основных факторов:

  • массовость высшего образования, увеличение его доступности и, как следствие — увеличение количества студентов;
  • глобализация образования и связанное с ней усиление международной конкуренции вузов;
  • интернационализация, то есть, приведение систем национального образования в разных странах Европы к универсальному виду с целью упрощения процедуры академического обмена студентами.

Таким образом, сейчас мы наблюдаем процесс преобразования европейских стран в единую территорию, и национального образования в странах Европы он тоже касается.

Интересно!

Системы национального образования в разных странах Европы развиваются примерно в одинаковых направлениях. В 1950 году в Великобритании в высших учебных заведениях обучалось лишь 3,4% молодых людей; к настоящему времени получают высшее образование около 49%. Во Франции ситуация аналогичная: в 1950 году студентов в стране было 140 тысяч, а в 1985 году — почти миллион. Обеспечение такого большого количества молодежи возможностью учиться в вузе было немыслимо без строительства новых университетов. Так, в Великобритании более 60% вузов построено во второй половине XX века. Но больше всего университетов на душу населения среди европейских стран расположено в Германии.

Проблемы образования не находятся в вакууме; они напрямую связаны с другими проблемами человечества: старением наций (которое особенно выражено в развитых странах), изменением климата, нехваткой природных ресурсов. В европейских странах эти проблемы имеют собственную специфику.

Так, население планеты постоянно растет, но доля трудоспособного населения Европы постепенно снижается. Также меньше становится доля молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, а это как раз та возрастная группа, которая заинтересована в получении высшего образования (в странах ОЭСР 80% студентов находятся в возрасте до 25 лет).

Поэтому европейские вузы сейчас предпринимают ряд мер, чтобы избежать снижения спроса на образовательные услуги, в частности, в системах национального образования ряда вузов стран Европы расширяется спектр предоставляемых образовательных услуг:

  • В странах, где раньше не было принято заочное образование, вводятся соответствующие программы.
  • Появляются программы дуального обучения, во время которого учащиеся часть учебного времени проводят, работая по специальности. Широкое распространение эта система получила в национальном высшем образовании Германии, как одной из передовых стран Европы. Список специальностей, на которых возможно обучение по дуальной схеме, формируется в соответствии с государственным заказом. Обучение студента оплачивает организация, в которой он работает, переходя, по мере обучения, от простых задач к сложным. Решаются сразу несколько важных задач. Молодые специалисты получают опыт работы, малообеспеченные студенты могут получать зарплату во время учебы в вузе, организация может вырастить специалиста в соответствии со своими требованиями, а государство получает квалифицированных специалистов в тех отраслях, которые в этом нуждаются.
  • Привлекаются студенты из других стран, для них создаются благоприятные условия. Благодаря усилиям в этом направлении, в европейских вузах уже сейчас складывается интернациональный состав студентов. Особенно популярна у иностранных студентов Германия, поскольку в немецких вузах созданы очень привлекательные условия поступления и учебы, главное из которых — полностью бесплатное обучение для всех студентов. Благодаря такому подходу, количество студентов из-за рубежа в немецких вузах уже сейчас превышает 13%, и эти показатели растут. В целом, среди стран Европы система национального высшего образования Германии является рекордсменом по количеству студентов: в 2018/2019 учебном году их было более 2,8 миллиона. Особенно выражена динамика роста количества студентов в западных федеральных землях Германии. Интересно, что растет количество студентов-девушек (сейчас их доля составляет более 48% от общего числа студентов).
  • В системах национального образования стран Европы вводятся и развиваются программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
  • Вводятся образовательные программы для людей среднего и старшего возраста, в том числе, для пенсионеров. В Германии, в связи с бесплатным обучением в вузах, эта инициатива получила особенно широкое развитие.
  • Применяются инновационные методы образования, например, связанные с использованием интернета и дистанционных технологий. Однако, по-прежнему, образование, полученное в вузе очно, является эталоном.

В ноябре 2015 года был принят набор из шести новых приоритетов для систем национального высшего образования в странах Европы:

  • равенство, справедливость, отсутствие дискриминации, инклюзивность образования (то есть возможность получить его, независимо от любых имеющихся интеллектуальных, физических, эмоциональных, социальных, языковых и других особенностей);
  • открытое инновационное образование с использованием достижений цифровых технологий;
  • усиление поддержки учащихся со стороны преподавателей и сотрудников вузов;
  • прозрачность и признание квалификаций для обеспечения мобильности;
  • высокое качество и эффективность образования и профессиональной подготовки;
  • востребованность на рынке труда полученных в вузе компетенций.

Европейские вузы становятся все более дружелюбными и доступными для разных слоев населения, независимо от страны происхождения, возраста, социального положения и финансового благосостояния. При этом легендарное эталонное качество по-прежнему присуще европейскому высшему образованию. Сейчас замечательное время, чтобы стать студентом европейского вуза и получить актуальное престижное высшее образование.

Одним из важных стратегических направлений развития европейской системы высшего образования является его интернационализация. Она была запущена программой обмена студентами «Эразмус», и на сегодня европейский опыт интернационализации образования в мире считается передовым. Большая часть национальных стратегий интернационализации высшего образования в странах Европы имеют следующие цели:

  • повышение мобильности;
  • краткосрочные и долгосрочные экономические выгоды;
  • привлечение и подготовка талантливых студентов и сотрудников;
  • повышение репутации вуза.

Декларируются следующие цели:

  • не менее 20% выпускников европейских вузов должны пройти стажировки за рубежом длительностью 3 месяца и более;
  • не менее 6% выпускников вузов ЕС в возрасте от 18 до 34 лет должны пройти стажировку за рубежом в течение, как минимум, 2 недель;
  • доля выпускников европейских вузов в возрасте от 20 до 34 лет, трудоустроенных в течение 3 лет с момента окончания получения образования, должна составлять не менее 82%.

По сути, Европа сейчас — флагман интернационализации образования в мире.

Подготовительные курсы в Европе

Система подготовительных курсов перед поступлением в вуз распространена во всех европейских странах.

Цель их работы — подготовить выпускников школ к поступлению и учебе в вузах.

Такие курсы также соответствуют задачам интернационализации высшего образования: школьные программы в национальных системах образования стран Европы отличаются, и абитуриенты из-за рубежа должны быть приведены к определенному «общему знаменателю», чтобы получить возможность успешно и комфортно обучаться в выбранном вузе.

Программы подготовительных курсов реализуются обычно при вузах и включают подготовку к поступлению как на бакалавриат, так и в магистратуру. В них снижены требования для поступающих по знанию языка. При успешном прохождении программы подготовительных курсов предусмотрено автоматическое зачисление в вуз либо участие набранных на курсе баллов в конкурсе при поступлении.

Так, в Германии подготовительные курсы называются Штудиенколлег. Чаще всего эти курсы бесплатные, но есть и платные варианты, после окончания которых производится автоматическое зачисление в вуз.

Важно!

Для абитуриентов из СНГ Штудиенколлег перед поступлением в немецкий вуз необходим. Это связано с тем, что отечественные программы школьного обучения включают меньше академических часов, чем таковые в Германии, и нашим абитуриентам нужно обязательно компенсировать этот разрыв.

Польза подготовительных курсов несомненна: иностранные студенты привыкают к стране, кроме того, часто в процессе подготовки разбираются темы, которые будут изучаться в течение первого семестра, что поможет в учебе.

Частные школы Европы

Для повышения интеграции ребенка из-за рубежа в культуру страны, целесообразно начать его обучение в этой стране еще в школьном возрасте.

Школы в Европе делятся на государственные и частные. Учащиеся государственных школ должны находиться под присмотром взрослых, поэтому такой вариант школьникам из-за рубежа обычно недоступен.

Частные школы делятся на интернаты и экстернаты; в первом случае предоставляется пансион. В интернатах дети могут учиться и проживать. Для обучения в экстернате необходимо, чтобы с ребенком проживал родственник, имеющий гражданство или вид на жительство в стране. Также существуют варианты размещения в семьях.

Важно!

В Германии дети из-за рубежа могут учиться в государственной школе, но в течение не более 6 месяцев.

Требования к зачислению

Для зачисления в классы с 1-го по 7-й необходимо:

  • знание языка на уровне А2;
  • удовлетворительные оценки за предыдущие годы.

При поступлении в 8–9-й классы нужно знание языка на уровне В1, при поступлении в старшие классы — на уровне В2, хорошие оценки, рекомендации преподавателей. Дополнительный плюс — участие в олимпиадах.

Важно!

Чем более именитую школу вы выбрали, тем выше требования, которые она предъявляет к поступающим.

Стоимость школы-интерната в большинстве европейских стран, включая Германию, составляет от 10 до 40 тысяч евро в год.

Высшее образование в Европе: требования к поступающим и стоимость учебы

Европейские вузы с 1999 года развиваются в рамках Болонской системы, поэтому есть общие правила для всех высших учебных заведений:

  • зачисление производится на основании поданного заявления и пакета документов, включающего школьный аттестат;
  • документы подаются дважды в год — на летний и зимний семестр, в определенные сроки, установленные вузом;
  • средний балл аттестата рассчитывается по определенной формуле (в каждом вузе она своя, в Германии средний балл можно примерно посчитать по Баварской формуле) и участвует в конкурсе;
  • поступающие из-за рубежа должны подтвердить знание языка обучения на уровне В1–С2 соответствующим международным сертификатом (в зависимости от вуза и программы);
  • программы обучения подразделяются на последовательные ступени (бакалавриат, магистратура, докторантура), однако уже первая ступень (бакалавриат) имеет самостоятельную ценность как высшее образование.

Важно!

В Европе принято перед поступлением проходить процедуру карьерного планирования. Это помогает как абитуриентам, так и вузам, поскольку обе стороны заинтересованы в том, чтобы выбор профессии был сделан правильно.

Советуем изучить: Карьерное планирование

Что касается стоимости обучения, она зависит от страны и вуза. В целом, самое дорогое обучение в Великобритании (от 10 до 25 тысяч фунтов в год).

В некоторых странах стоимость обучения очень низкая (это Польша, Франция, Испания, Бельгия); другие страны учат бесплатно на языке страны (например, Чехия). Но самый лучший вариант — это, конечно, учеба в вузах Германии, поскольку во всех государственных вузах она бесплатная как на немецком, так и на английском языке.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Европейское образование эталоном было всегда. А вот доступным для многих оно стало лишь недавно, и нужно этим пользоваться, ведь диплом европейского вуза не только престижен, но и дает возможность трудоустроиться в ЕС. Самые лучшие условия для получения высшего образования сейчас созданы в Германии; вы можете поступить в немецкий вуз и учиться в нем бесплатно со всеми вытекающими из этого перспективами. При поступлении в зарубежный вуз нормальна ситуация, когда возникает много вопросов. Ответить на них, помочь и поддержать вас могут наши специалисты. Обратитесь к ним за советом.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая СтатьяКак стать архитектором
Следующая СтатьяЭкономическое образование в Германии