Исторические науки

Исторические науки

Люди всегда интересовались тем, что происходило в мире и обществе в предыдущие годы, столетия, тысячелетия. Независимо друг от друга, в Древней Руси, в Китае, в арабских странах и в Европе велись хроники (летописи), которые фиксировали происходившие события. Мыслители древности не только описывали происходящие события, но и анализировали их, выражали свое личное отношение к происходящему. Благодаря этим хроникам, мы сегодня можем многое узнать о том, как жили люди несколько веков назад.

Фактически, древних летописцев можно назвать первыми историками, но до настоящего становления науки, которая занимается анализом исторических событий, в те времена было еще далеко.

Впоследствии не раз поднимались вопросы о том, можно ли считать историю наукой, к какой группе наук ее следует отнести, какие методы исследований использовать.

Даже сейчас в истории много разночтений. Различные течения трактуют события прошлого по-разному, и даже школьный предмет «история» в разных странах преподносится неодинаково.

Что изучает историческая наука

Люди интересуются историческими событиями не из простого любопытства, а из желания проанализировать их и сделать выводы на будущее; именно поэтому возникла такая наука, как история.

Интересно!

Термин «история» возник в Древней Греции. Тогда это слово означало «узнавание, расспрашивание, добывание знаний».

В Древней Греции слово «история» означало историю не как науку, а как добывание любого знания, не только исторического.

Сегодня слово «история» также имеет несколько значений:

  • наука, которая занимается исследованиями исторических событий;
  • процесс развития общества;
  • рассказ с реальным либо вымышленным сюжетом или сказка;
  • происхождение чего-либо;
  • любое знание о предметах.

В данной статье история будет рассматриваться только в значении исторической науки.

Историческая наука занимается изучением прошлых событий, их анализом и толкованием. Для этого она использует различные источники, сохранившиеся до наших дней:

  • письменные источники (книги, документы);
  • сохранившиеся предметы быта людей, живших в различные эпохи;
  • архитектуру;
  • произведения искусства разных периодов.

Основные проблемы работы с источниками — установление достоверности и правильная интерпретация.

Например, в фильме «Хроники хищных городов» люди, проживающие в далеком постапокалиптическом будущем, находят привычные нам предметы, кухонную утварь и пытаются понять, для чего эти предметы использовались. В фильме этот момент показан с юмором, поскольку люди будущего не могут угадать предназначение тостера или, к примеру, фигурки миньона.

На деле, это реальная научная проблема, ведь многие старинные вещи уже давно не используются, и не всегда есть возможность установить их функции. Велики также культурные различия между современными людьми и человечеством прошлых эпох, что подчеркивал еще арабский историк XIV века, «отец» арабской историографии Ибн Хальдун. Ученые используют письменные источники, произведения изобразительного искусства, чтобы выяснить значение того или иного предмета или обычая, но не всегда есть возможность гарантировать, что источник был интерпретирован правильно.

Другая проблема — это пристрастность летописцев и историков прошлого. Они были непосредственными наблюдателями тех событий, которые описывали в своих трудах, что накладывало отпечаток на их восприятие. Как участники событий, они не могли быть политически нейтральными, более того, многие из них находились на содержании у правителей и знати, а потому транслировали ту точку зрения, которая была угодна их работодателям.

Сегодня ученым, которые занимаются историческими исследованиями, приходится прикладывать немало усилий, чтобы уточнить события многовековой давности; на помощь истории приходят другие науки, например, археология.

Вот почему можно с уверенностью утверждать, что история как наука постоянно развивается, а историческое знание дополняется и корректируется.

Работа с первоисточниками регулируется определенными правилами, которые определяют исторический метод. Первым начал их использовать автор книги «История Пелопоннесской войны» Фукидид. Он был современником другого крупного историка Древнего мира — Геродота. Фукидид был в своем роде революционером в науке; в те времена, когда люди все исторические события считали следствием промысла богов, он был уверен, что они являются следствием деятельности человека. Это был важнейший для исторической науки переход от религиозного восприятия к светскому и научному.

Однако суть истории как науки не только в том, чтобы восстанавливать исторические события и их очередность, но и в анализе развития человеческого сообщества, в исследовании взаимоотношений между людьми, в поиске закономерностей, которые управляют историческими процессами и в прогнозировании дальнейшего развития общества.

С этой точки зрения, история дает материал для других гуманитарных и общественных наук:

  • социологии,
  • политологии,
  • культурологии,
  • антропологии,
  • этнографии и другим.

Кстати, а к какой группе относится сама историческая наука? До сих пор единого мнения на этот счет нет; некоторые исследователи считают ее дисциплиной гуманитарной, поскольку она изучает человека, другие — социологической, изучающей общество. Есть также мнение, что историю следует считать междисциплинарной гуманитарной и социологической дисциплиной.

Восприятие исторической науки в разные времена было различным:

  • в Древнем мире история считалась следствием замысла богов;
  • в средневековой Европе история считалась провидением Бога;
  • в XIX веке возникла группа историков, заявивших, что для истории важно не изучение исторических источников, а воображение, и история — это не наука, а искусство;
  • в то же время, в начале XIX возникло движение позитивистов (во главе с Контом), которые считали, что законы развития общества так же точны и определенны, как законы «падения камня».

Историческая классификация

Различные течения в истории и социологии по-разному интерпретировали этапы развития человечества. Так, марксизм дает следующую классификацию периодов:

  1. Первобытное общество.
  2. Древний мир.
  3. Средние века.
  4. Новое время.
  5. Новейшее время.

Такая периодизация соответствует точке зрения марксизма, что развитие общества определяется в каждом периоде материальными условиями, свойственными этому периоду. История «по Марксу» преподавалась в советских школах, и в наши дни в учебниках истории дается именно такая периодизация.

История классифицируется не только по периодам, но и подразделяется на отдельные отрасли, занимающиеся различными сторонами исторической науки:

  • история государства и права;
  • история политических и правовых решений;
  • история культуры;
  • история науки;
  • история религии;
  • военная история;
  • история экономики.

Поскольку история изучает прошедшие события, она тесно связана с другими науками, изучающими общество и человека — социологией, политологией, философией, обществознанием.

Также выделяют смежные и вспомогательные дисциплины, связанные с историей, которые можно отнести к историческим наукам. К смежным дисциплинам относятся социологическая история и историческая социология.

К вспомогательным, то есть, изучающим различные аспекты прошлого, относятся:

  • археология (занимается изучением прошлых эпох, используя сохранившиеся вещественные источники);
  • археография (занимается изданием письменных источников);
  • архивоведение (занимается комплектацией, хранением и использованием архивов);
  • архонтология (занимается изучением истории должностей в различных структурах в разные периоды времени);
  • бонистика (занимается исследованием бумажных денежных знаков);
  • флаговедение (вексиллология);
  • генеалогия (занимается изучением взаимосвязей людей по родственному признаку);
  • генетическая генеалогия (занимается изучением родственных связей методами генетики);
  • геральдика (изучает гербы);
  • дипломатика (занимается изучением юридических документов, рассказывающих об исторических актах);
  • документоведение;
  • историческая демография;
  • историческая география;
  • историческая метрология (занимается исследованием исторических методов измерения);
  • историческая информатика (занимается исследованием возможности применения информационных технологий в изучении исторического процесса);
  • кодикология (занимается изучением рукописей);
  • нумизматика (занимается изучением монет);
  • ономастика (занимается исследованием имен);
  • палеография (занимается изучением развития письменности при помощи источников древней письменности);
  • папирология (занимается изучением египетских папирусов);
  • сфрагистика (занимается исследованием печатей);
  • транснациональная история (занимается изучением закономерностей развития, которые являются общими для всех культур);
  • фалеристика (занимается изучением наград и отличительных знаков);
  • хронология (занимается изучением последовательности, в которой происходили исторические события);
  • эортология (занимается изучением церковных праздников);
  • эпиграфика (исследует надписи, сделанные на камне, металле, керамике и других твердых материалах).

К связанным с историей наукам относят следующие:

  • антропология;
  • социальная антропология;
  • культурная антропология;
  • культурология;
  • гендерная история;
  • краеведение;
  • этнография;
  • этнология;
  • психоистория;
  • публичная история.

Важно!

В настоящее время историческая наука сталкивается с такими проблемами, как цензура и предвзятость.

Какие основные направления обучения существуют для тех, кто увлечен историческими науками

Изучение истории необязательно означает профессию научного сотрудника или преподавателя истории в школе или вузе. Выбор профессий с историей достаточно широк. Так, в России с ЕГЭ по истории можно поступить на направления, связанные с рекламой, туризмом, гостиничным делом, архивным делом, политологией, юриспруденцией, регионоведением.

В других странах выбор направлений может быть другим. Например, в европейских вузах делается ставка на узкие и междисциплинарные направления. В отечественных вузах таких специальностей может не быть, вот почему очень важно до поступления получить квалифицированный совет специалиста.

Кому подходит обучение с историческими науками

Историк — это человек своеобразного склада. Всегда немного идеализирующий прошедшие времена, любящий пофилософствовать и поискать глубокие причинно-следственные связи. Также, если человек увлечен историей, можно не сомневаться, что он имеет отличную память и широкий кругозор, ведь исторических фактов на сегодняшний день накоплено немало, и историки помнят многие из них.

Нельзя не отметить интерес таких людей к людям и обществу, к различным аспектам его жизни (экономике, политике, религии, культуре и искусству).

Но сегодня нельзя выбирать профессию, опираясь лишь на свои представления о том, какой человек должен ею заниматься. Ситуация на рынке труда постоянно меняется, суть профессий тоже подвергается изменениям, появляются новые специальности и направления. Каждая профессия имеет тот или иной уровень востребованности на рынке труда, в зависимости от того, о какой стране идет речь.

Для того чтобы сделать правильный выбор, по сути, сегодня надо держать в голове огромные объемы информации; вот почему карьерным планированием сейчас занимаются под руководством профессионального консультанта.

Наша услуга карьерного планирования рассчитана на немецкий рынок труда и помогает выбрать специальности из тех, что представлены в немецких вузах.

Советуем изучить: Карьерное планирование

Лучший вуз для историка

При выборе вуза обычно опираются на следующие факторы:

  • рейтинг вуза;
  • стоимость обучения и возможность получить образование бесплатно;
  • удаленность от дома;
  • комфорт учебного заведения для учащихся.

Выбор вуза для увлеченного историей человека включает дополнительный параметр — месторасположение. Очень классно для историка учиться в историческом месте, полном старинной архитектуры; воочию видеть узкие средневековые улочки, храмы и церкви разных периодов, а также иметь возможность посещать другие исторические места.

С этой точки зрения Германия идеальна для получения высшего образования, связанного с историей. Она расположена в самом центре Европы, которая является колыбелью Западной цивилизации. В Европейских странах можно увидеть архитектуру всех известных истории эпох, начиная с Древней Греции. Студенты немецких вузов могут достаточно много путешествовать как по Германии, которая сама по себе является самобытной и богатой традициями страной, так и по другим странам Европы, поскольку, по нашим меркам, в Европе все близко, развитое транспортное сообщение делает поездки удобными, а студенческие льготы позволяют путешествовать недорого.

Отвечают немецкие вузы и другим важным требованиям:

  • Они респектабельны, многие из них имеют высокие позиции в международных рейтингах.
  • В них много студентов и преподавателей из-за рубежа, что создает неповторимую интернациональную обстановку и дает дополнительную возможность изучать культуру разных стран.
  • Немецкие вузы хорошо финансируются, что благоприятно сказывается на их оснащении.
  • Выбор вузов и программ обучения очень широк. Многие немецкие вузы сосредоточены на инновационных программах обучения.
  • Учеба в государственных немецких вузах всегда бесплатна. Это правило распространяется и на студентов из-за рубежа.
  • Процедура поступления достаточно простая. Подавать документы можно два раза в год. Результаты ЕГЭ не требуются.
  • Учиться можно на английском или немецком языке.
  • Есть возможность получать стипендию.
  • Можно подрабатывать во время учебы.
  • Учебный процесс включает международные стажировки.

Несмотря на то, что определенные расходы на содержание студента все же неизбежны, в некоторых случаях учиться в Германии дешевле, чем в СНГ.

Учеба в крутом вузе, расположенном в красивом историческом месте, стажировки и путешествия, престижный диплом — это просто сказочные условия, тем более, что учиться можно бесплатно!

Возникает вопрос, что мешает поступать в Германию. В основном, конечно, это страхи, вызванные недостатком информации. Люди руководствуются стереотипами, что учеба за рубежом очень дорогая и недоступная, кроме того, они реально не понимают, с чего начать. Тем не менее каждый четвертый российский абитуриент, поступающий в зарубежный вуз, выбирает именно Германию.

Бороться с неуверенностью в данном случае очень просто: нужно только связаться с нашим консультантом, и у вас не останется вопросов. Вы не только будете четко представлять процедуру поступления, но и получите проверенный алгоритм действий, полезные советы, поддержку и помощь. Также не придется ломать голову над тем, какой из пяти с лишним сотен немецких вузов выбрать, на какую программу обучения подавать документы.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

На какие карьерные перспективы можно рассчитывать после получения образования в сфере исторических наук

Как уже было сказано выше, выбор профессий для тех, кто изучает историю, очень широк и затрагивает самые разные сферы. Специалисты могут трудиться на государственных и частных предприятиях, в бизнесе, образовании, политике, СМИ, науке, организациях культуры.

Но востребованность на рынке труда и карьерные перспективы зависят от выбранной специальности, страны, а также качества и престижа полученного образования.

Вот почему так важно получить консультацию по карьерному планированию, тщательно выбрать профессию и вуз.

Полученное в Германии высшее образование соответствует требованиям европейских работодателей. Оно позволит работать в Европе, а для СНГ будет карьерным преимуществом. Знание иностранных языков, деловые и дружеские связи, возникшие в процессе учебы в интернациональной среде немецкого вуза, также будут способствовать удачному трудоустройству.

Изучение истории — это захватывающий, увлекательный процесс, но также и способ получить интересную и хорошо оплачиваемую профессию. Чтобы полученное высшее образование позволило вести насыщенную жизнь, получать удовольствие от работы, достойно зарабатывать и продвигать карьеру, оно должно быть качественным и престижным. Хорошо, что такое образование можно получить сегодня бесплатно в Германии. Дополнительным бонусом станет возможность жить и учиться в историческом месте, ежедневно любоваться старинной архитектурой, общаться с представителями самых разных культур. Для историка такая учеба — настоящий праздник. Поступление в немецкий вуз само по себе не является чем-то сложным, но требует информированности, внимания к деталям, аккуратности. Наши консультанты помогут вам выбрать профессию, программу, вуз в Германии, составят подробный план поступления, включающий запасные варианты и поддержат на всем протяжении процедуры поступления в немецкий вуз.

Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!

Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом

Записаться!
Предыдущая СтатьяГрамматика немецкого языка в таблицах и схемах
Следующая СтатьяВступительные экзамены