Этика и основные направления обучения с ней
Вопросы нравственности и морали занимают умы человечества с давних времен. Иногда людям кажется, что эти нормы и правила надуманны и служат лишь для того, чтобы ограничивать их во всех проявлениях, невзирая на их чувства. Однако суть этики совсем другая — сделать людей счастливыми, а общество — гармоничным. Действительно, этика дает ответы на все эти вопросы. Но чтобы получить их, необходимо понимать, что такое этика, для чего она нужна, как и почему она возникла, и на основе какой науки она зародилась.
Что такое этика, и что изучает эта наука
Еще в глубокой древности люди заметили, что законы природы всегда одинаковы, а гласные и негласные законы, которые определяют нормы жизни человеческих сообществ, отличаются. В одном сообществе принято одно, в другом — другое. Нормы одобряемого социумом поведения могут различаться очень сильно.
Впервые заговорили об этом представители философского течения «софизм» в V веке до нашей эры.
Софисты задались вопросом, почему нравы людей в различных сообществах, представления о том, что хорошо, а что плохо, отличаются, с чем это связано, и как выбрать наиболее правильный путь. Они пришли к выводу, что критерием выбора правильной стороны в данном случае должен быть разум.
Идею софистов впоследствии стали развивать Сократ и Платон, что и привело к появлению этики — науки, которая изучает нравственность и мораль человеческих сообществ.
Интересно!
Значение слова «этика» происходит от древнегреческого слова «этос», что означает нрав или обычай. Более точное значение этого слова в его первоначальном варианте — это нормы общежития, которые позволяют членам сообщества комфортно жить рядом друг с другом. Впоследствии значение этого термина было расширено такими категориями, как добро и зло, дружба, сострадание, милосердие, совесть, самопожертвование, смысл жизни, справедливость, солидарность и другие.
Впервые ввел в употребление термин «этика» Аристотель. В его понимании, целью этики являлось не познание, а правильные поступки, то есть, он считал, что этика отвечает на вопрос, как поступать в различных жизненных ситуациях. Цель нравственного поведения, по Аристотелю — это обретение счастья, а не его изучение. Счастьем он считал деятельность души в рамках добродетели, то есть, на современном языке, самореализацию. Самореализация — это реализация потенциала личности человека, деятельность в рамках его предназначения, а потому для счастья необходимы благоразумие, умеренность и избегание любых крайностей.
Поскольку, согласно Аристотелю, этика — это, прежде всего, действия, эту науку уже в то время отделили от теоретической философии и метафизики.
Интересно!
Аристотель не отрицал роли материальных благ для достижения счастья, но не считал их основным и достаточным условием. Чтобы стать счастливым, человек должен осуществлять душевную деятельность и быть добродетельным. Удивительно, но к тем же выводам пришел Конфуций.
Этика в самой своей основе отличается от других наук. Например, естественные науки связаны с природными явлениями, поэтому предмет их изучения доступен для понимания на самом поверхностном уровне. Точные науки имеют в своей основе определенные принципы. Этика же основывается на опыте общественной жизни, а ее категории нематериальны, поэтому точность определений в ней недостижима; истину устанавливают примерно, поэтому этика — это наука, изучение которой возможно только на базе усвоения определенного минимума философских знаний.
Как наука, этика является областью знания, которая изучает мораль и нравственность. Однако область ее изучения значительно шире, поскольку и жизнь современных людей усложнилась.
Этика непосредственно связана с философией и является частью этой науки.
Соответственно классификации по Франку, философия подразделяется на два основных направления:
- теоретическая философия, включающая гносеологию и онтологию;
- практическая философия (этика).
Таким образом, этика является частью философии и как наука пытается ответить на вопрос, что должен делать человек, как он должен поступать. Поэтому этика — это наука, которую мы можем назвать нравственной философией. С этой точки зрения, этика занимается тем, что описывает правильное поведение человека в контексте его культуры, но при этом этика — это также наука, которая является системой знаний о происхождении и самой природе такого явления, как мораль.
Вот почему основные функции этики — нравственно-воспитательные и познавательно просветительские, соответственно, в этой науке выделяют две области — нормативную этику (жизнеучение, правила общежития) и теоретическую этику (изучение и познание морали как явления).
К важнейшим проблемам, которые изучает этика, относят:
- критерии добра и зла, пороков, добродетели;
- смысл жизни, предназначение человека;
- свободу воли;
- совмещение того, что необходимо (должно) делать с достижением счастья, что является естественным желанием человека.
Современная этика
В наше время этика — это наука, которая продолжает развиваться. В рамках ее парадигмы появляются новые категории и понятия:
- понятие добра распространяется теперь на отношение человека к природе, на основании чего появилась биоцентрическая этика, а также на научные эксперименты (биоэтика);
- понятие гуманности получило гендерное толкование;
- появляется принцип благоговения перед жизнью (один из последователей — Лев Толстой);
- традиционная этика объединяется с теорией эволюции;
- изучаются логико-математические аспекты морального выбора.
Основные разделы этики
Этика — это наука, которая представлена следующими разделами:
- теоретическая этика;
- нормативная этика;
- прикладная этика.
Рассмотрим эти понятия более подробно.
Теоретическая этика
Теоретическая этика — это наука, которая рассматривает мораль в качестве особого социального явления и выясняет ее отличия от других социальных явлений. Таким образом, она осуществляет познавательную функцию.
В рамках теоретической этики изучаются происхождение нравственности и морали, закономерности их развития и функционирования, их социальная роль и другие аспекты. То есть, мораль изучается с научной точки зрения.
Также мораль изучают и другие науки:
- социология и социальная психология занимаются изучением общественных функций морали;
- психология познает физиологическую основу морали;
- логика изучает правила и формы нормативно-этической логики;
- лингвистика занимается языком морали.
Теоретическая этика использует результаты исследований других научных дисциплин, обобщая их.
К теоретической этике относится направление аналитической этики, которое называется метаэтикой.
Нормативная этика
Нормативная этика — это наука, которая занимается поиском принципов, регулирующих поведение человека. Она задается вопросом, что направляет человека, и существуют ли общие для всех людей правила.
Нормативная этика потому и называется нормативной, что задает нормы поведения в обществе в рамках нравственности и морали. Тем не менее она апеллирует к разуму человека и использует доводы, аргументы, доказательства, то есть, не занимается чистым морализаторством, а формирует убеждения человека.
Интересно!
К историческим направлениям нормативной этики относятся гедонизм, стоицизм, эпикуреизм, а к современным — утилитаризм, деонтология, консеквенциализм.
Прикладная этика
Моральные и нравственные ценности задают нормы поведения человека в обществе и общества в целом, но они так и останутся теорией, если не будут применяться на практике.
Применение моральных принципов, сформулированных нормативной этикой, в жизни общества является отдельной проблемой, изучением которой занимается прикладная этика, которая плотно взаимодействует с социально-политическими науками.
Прикладная этика также включает несколько разделов:
- биоэтика (наука о нравственных аспектах деятельности человека в биологии и медицине) изучает этические проблемы научных исследований;
- медицинская этика исследует этические проблемы во взаимоотношениях врача и пациента;
- компьютерная этика;
- социальная этика;
- политическая этика;
- экологическая этика;
- этика бизнеса.
Отдельными разделами также являются деловая и профессиональная этика. Последняя зависит от того, к какой профессии она относится. Любая работа, связанная с взаимодействием людей, обязательно имеет свои этические нормы.
Этические системы и концепции
Этика — это наука, суть которой заключается в изучении моральных норм в различных человеческих сообществах, поскольку они могут отличаться.
В зависимости от содержания и обоснования этических систем, выделяют такие концепции, как религиозная этика (своя для каждой религии), автономная этика (этика как личный выбор человека), формальная этика, абсолютная этика и другие.
Основные направления обучения этике
Основное направление для изучения в вузе — прикладная этика.
В рамках направления выделяют более узкие специализации:
- бизнес-этика;
- основы мировых религий и светской этики;
- прикладная этика;
- нравственные проблемы межкультурной коммуникации;
- коучинг и этика бизнеса.
Важно!
Многие профессии, требующие образования в области этики, являются новыми и малораспространенными, а потому найти соответствующий факультет и направление в отечественных вузах не всегда представляется возможным. Более широкий выбор направлений можно найти в европейских вузах.
Для кого подходит обучение
Этика тесно связана с человеком и обществом, поэтому, конечно, она привлекает людей гуманитарного склада, тех, кому интересно разбираться в особенностях человеческого поведения, анализировать поступки людей.
Работа в рамках профессий, связанных с этикой, тоже подразумевает плотное общение с людьми, и этот фактор следует учитывать, ведь некоторые люди заряжаются от общения, а другие, наоборот, устают и даже выгорают.
В любом случае необходимо подойти к выбору профессии очень тщательно и серьезно. Просто бросаться поступать на направление, у которого название понравилось, было бы неосмотрительно.
Выбирая профессию, нужно постоянно держать в голове, что вам с ней жить и заниматься ею много часов каждый день, а потому необходимо, как минимум, обратить внимание на следующие аспекты:
- привлекательность профессии лично для вас;
- соответствие ваших интересов, а также способностей и темперамента требованиям, которые предъявляет эта профессия;
- желание заниматься этой деятельностью изо дня в день;
- востребованность этой профессии на рынке труда, возможность трудоустроиться быстро и без проблем;
- доходы представителей профессии;
- возможность роста в рамках профессии;
- возможность при минимальной переквалификации получить новую профессию, если это потребуется;
- наличие подходящей программы обучения в доступном для вас вузе;
- перспективность профессии в обозримом будущем.
Гуманитарные профессии сейчас перспективны, особенно, в европейских странах, и выбор их достаточно широк, но наши абитуриенты не всегда осведомлены о том, на какие направления можно поступить.
Вот почему нужно брать пример с европейских коллег и отправляться на карьерное планирование. Вместе со специалистом вы сможете рассмотреть различные варианты профессий и выяснить, которая из них наиболее подходит для вас и позволит добиться в жизни успеха. В итоге вы не будете разочарованы и не столкнетесь с необходимостью переучиваться.
Советуем изучить: Карьерное планирование
Лучшие вузы для получения образования
Давайте посмотрим, в каких вузах можно получить высшее образование, если этика как наука и основа будущей профессии вас привлекает.
В России специальности, связанные с этикой, предлагают следующие вузы:
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина;
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
- Российский университет дружбы народов (Москва);
- Российский государственный социальный университет (Москва).
Фактически, хотя в СНГ можно найти вузы, которые предлагают направления, связанные с изучением этики, их все же не так много. К примеру, философию и социологию можно изучать практически в любом более-менее крупном университете.
К тому же, российские вузы сейчас столкнулись с рядом проблем, причиной которых является планомерное снижение финансирования. Особенно страдают от этого региональные вузы, поэтому имеет смысл поступать в университеты в столицах или крупных городах, что, учитывая, размеры территории России, бывает непросто.
В других странах СНГ проблемы схожи.
Итогом этих проблем является значительное урезание количества бюджетных мест в вузах и, соответственно, ужесточение конкурсов при поступлении, а также рост платы на внебюджетных отделениях.
Выбор образования за рубежом осложняется, прежде всего, нехваткой информации. Из-за этого абитуриенты даже не рассматривают такой вариант. Между тем, в Европе сейчас можно получить высшее образование легче и дешевле, чем в СНГ, если знать, куда поступать.
Вообще, многие европейские вузы стремятся сделать образование доступным широкому кругу людей, но обычно льготы распространяются только на граждан Евросоюза. Но в Германии бесплатно учиться в государственном вузе может любой человек, с любым гражданством, а программы обучения реализуются на бесплатной основе не только на немецком, но и на английском языке.
Таким образом, получить бесплатное высшее образование в Германии вполне реально.
В отличие от России, где традиционно самые престижные вузы сконцентрированы в столицах и культурных центрах, в Германии солидные вузы располагаются более равномерно, и можно при желании найти подходящий вариант в небольшом спокойном городке, где жизнь безопасна, а цены на повседневные товары и аренду жилья невысоки. Благодаря хорошо развитой транспортной сети, можно сэкономить, проживая в пригороде, ведь на учебу в город можно приезжать на поезде.
Также вы оцените и другие плюсы высшего образования в Германии:
- большой выбор различных программ обучения;
- интернациональный состав студентов и преподавателей;
- гибкий подход к обучению, академическую свободу;
- международные стажировки;
- возможность трудоустроиться в Европе.
Что касается поступления, то и в этом случае в Германии процедура более простая и удобная:
- прием документов производится дважды в год;
- для поступления требуется только пакет документов установленного образца;
- нет ограничений по количеству вузов и направлений, на которые можно подавать документы.
Конечно, есть масса нюансов:
- порядок оформления пакета документов;
- наличие языкового сертификата, который требует вуз (а они бывают разных видов);
- сроки подачи документов.
Рекомендуется для повышения шансов на успешное поступление подавать документы сразу в несколько учебных заведений; это тоже может представлять определенные сложности, так как сроки подачи документов и требования к ним могут отличаться. Тут имеет значение большое количество факторов: выбор вуза, изучение его требований, разработка стратегии, учет всех сроков. Учесть их все самостоятельно довольно сложно: нужно потратить немало времени на изучение информации и разработать план, включающий все данные.
Вот поэтому лучший вариант — это поступление с помощью и поддержкой грамотного специалиста, который досконально осведомлен обо всех тонкостях и может составить план успешного поступления индивидуально для вас.
Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах
Актуальность направления. Кем можно работать после получения образования
Основная профессия, которую получают с образованием в области этики — это специалист по этике или моралист.
Также специалисты с таким образованием могут работать менеджерами по персоналу, преподавателями, заниматься организацией культурных мероприятий.
На сегодняшний день довольно много вариантов трудоустройства для специалистов такого профиля. Они требуются в государственных и частных компаниях, образовательных учреждениях, организациях, занимающихся культурой.
В связи с расширением этических категорий в современном мире, ожидается, что востребованность высшего образования в области этики будет возрастать, поэтому выбор такого направления — это удачный шаг.
Гуманитарные направления набирают популярность в высшем образовании. Одно из редких, но востребованных направлений — этика. Получить высшее образование бесплатно вы можете в Германии, где это доступно любому желающему. Обратитесь к нашим специалистам, чтобы узнать, как поступить в немецкий вуз.
Остались вопросы? Запишитесь на Консультацию!
Получите ответы на ваши вопросы на индивидуальной онлайн консультации с нашим специалистом
Записаться!